90% муниципального долга области приходится на Череповец и Вологду
Валентина Артамонова предложила закрепить в Бюджетном кодексе ограничение предельного дефицита местных бюджетов.
Предложения по изменения в Бюджетный кодекс начальник областного департамента финансов обосновала тем, что серьёзной проблемой стала не только высокая долговая нагрузка отдельных региональных бюджетов, но и рост объемов муниципального долга местных бюджетов.
В качестве примера Валентина Артамонова привела задолженность двух городских округов — Вологды и Череповца, которая составляет 90% от общего муниципального долга Вологодской области в 3 млрд руб. На остальные 207 муниципальных образований области приходится 0,3 млрд руб. долга, или 10% от всего объема муниципального долга Вологодчины.
Мало того, в структуре муниципального долга 70% составляют «дорогие» банковские кредиты, на обслуживание которых муниципалитетам приходится отвлекать бюджетные ассигнования от более значимых социальных расходов. В 2016 году на проценты по кредитам было направлено 224 млн руб. из средств местных бюджетов.
Несмотря на то, что правительство области, как заявила главный финансист региона, «проводит самые разные мероприятия по снижению долговой нагрузки муниципальных бюджетов», действенные рычаги для борьбы с долгами муниципалитетов должны быть закреплены и в Бюджетном кодексе.
«Прежде всего, необходимо ввести ограничение по максимальному объему дефицита местных бюджетов. Требуется установить предельный объем дефицита для местных бюджетов 5%, а для высокодотационных муниципальных образований закрепить норму в Бюджетном кодексе о формировании бюджетов без дефицитов», — прокомментировала свою инициативу Валентина Артамонова.
В проекте новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводится понятие долговой устойчивости, и все субъекты Российской Федерации делятся на 3 группы: с высокой долговой устойчивостью, со средней долговой устойчивостью и с низкой долговой устойчивостью. Для каждой группы определены требования и ограничения.
Валентина Артамонова предлагает по аналогии с субъектами создать в новой редакции Бюджетного кодекса подобное разделение и для муниципальных образований.
«При этом, — пояснила начальник департамента финансов, — в отношении муниципальных образований, имеющих средний и низкий уровень долговой устойчивости необходимо ввести определенные требования и ограничения.
Например, согласование с финансовым органом субъекта РФ программы муниципальных заимствований и муниципальных гарантий, ограничения по объему заимствований».
Артамонова полагает, что муниципальные образования, состоящие в группе риска, имеющие низкую долговую устойчивость, в обязательном порядке должны осуществлять разработку и реализацию плана восстановления платежеспособности местного бюджета:
«Такие изменения бюджетного законодательства позволят стабилизировать ситуацию с муниципальным долгом», — уверена главный областной финансист.
Как сообщается, Министерством финансов России предложения Вологодской области для снижения долговой нагрузки местных бюджетов уже поддержаны и найдут отражение при подготовке новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.