Вологодские энергетики хотят найти «украденную» мощность
Об этом свидетельствует размещенный 4 апреля на сайте госзакупок запрос на оказание юридических услуг по представлению интересов ПАО «МРСК Северо-Запада» в правоохранительных органах в рамках возбужденного 10 апреля 2013 года СУ УМВД по Вологодской области уголовного дела.
МРСК Северо-Запада требуется представление ее интересов на стадии досудебного производства. Исполнитель, в частности, должен проанализировать материалы уголовного дела, выработать правовую позицию заказчика по ним, подготовить заключения, собрать документы, обосновывающие причинение ущерба заявителю, а также представлять интересы заказчика в качестве потерпевшего.
Интересно, что результат оказываемых услуг заранее определен: как отмечается в техзадании, это принятие прокурором решения об утверждении обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд.
Срок оказания услуг: с апреля 2017 года до принятия прокурором нужного заказчику решения. Максимальная стоимость услуг по договору – 26,7 млн руб.
Упомянутое в запросе уголовное дело четырёхлетней давности основывалось на мнении МРСК Северо-Запада о том, что некие неизвестные лица «путем предоставления заведомо ложных сведений в РЭК по Вологодской области о необходимых объемах мощности на 2010 и 2011 гг., путем обмана и злоупотребления доверием совершили хищение принадлежащих ОАО «МРСК Северо-Запада» денежных средств в размере не менее 201 000 000,00 рублей, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности».
В формулировке содержится явный намёк на ОАО «Вологдаэнергосбыт». Но, как сообщили РБК Вологодская область в этой компании, на момент возбуждения уголовного дела у неё перед ОАО «МРСК Северо-Запада» имелась лишь текущая задолженность за февраль 2013 года, да и та являлась спорной.
«Сбытовая организация, в данном случае ОАО «Вологдаэнергосбыт», в соответствии с законодательством, искомых сведений о заявленной мощности в РЭК Вологодской области не предоставляла и предоставлять не могла, так как данные сведения могли быть предоставлены в РЭК Вологодской области только «потерпевшим» ОАО «МРСК Северо-Запада», — говорится в официальном ответе пресс-службы Вологодаэнергосбыта.
За прошедшие с тех пор почти четыре года следователям так и не удалось установить, в чём заключались противоправные действия и кто их совершил.
В 2013 году действия МРСК имели явную подоплёку: в то время материнская компания Россети активно и на всех уровнях добивалась передачи функций сбыта сетевым организациям. Две из них — в Мурманской и Новгородской областях — были даже поглощены МРСК. Правда, ненадолго — правительство, убедившись в неэффективности совмещения бизнеса по транспортировке и продаже электроэнергии, отказалось «поворачивать реформу энергетики вспять», и в этом вопросе была поставлена точка.
Пока эта «точка» ставилась, Вологдаэнергосбыт, хотя свой энергосбытовой бизнес сохранил, успел понести серьёзные репутационные и экономические издержки. В частности, благодаря упомянутому уголовному делу, компания на некоторое время лишилась возможности пополнять оборотные средства и покрывать свои кассовые разрывы за счет кредитных ресурсов.
Попытка реанимации старого уголовного дела, по словам представителей энергосбытовой компании, выглядит странно в условиях нормализации ситуации с взаиморасчетами между дочерней региональной компании МРСК — «Вологдаэнерго» и Вологдаэнергосбытом: с ноября 2016 года задолженность за услуги по передаче электроэнергии в Вологодской области сокращена на 407,6 млн рублей (или 51%), а текущее потребление оплачивается в полном объеме.
На момент подготовки публикации представители МРСК не смогли оперативно ответить на запрос РБК Вологодская область по поводу причин появления загадочного запроса на сайте госзакупок.
В свою очередь в Вологдаэнергосбыте инициативу МРСК Северо-Запада считают «некорректной и противоречащей здравому смыслу» и обещают обратиться в прокуратуру и УФАС с целью проверки законности действий МРСК Северо-Запада:
«Речь идёт о законности финансирования этого тендера и его соответствия законодательству РФ, поскольку назначение конкретной цены за заранее установленный фактический результат можно расценивать как нелегитимные действия», — сформулировала суть претензий руководитель службы по связям с общественностью Вологдаэнергосбыта Елена Губина в телефонном разговоре с корреспондентом РБК.