Металлурги поддержат вологодских машиностроителей миллиардами
Его выступление стало главным событием состоявшегося в четверг расширенного заседания Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области с участием губернатора Олега Кувшинникова.
В одной лодке
Собственно, губернатор и задал тон всему мероприятию, заявив в своём вступительном слове, что власть и бизнес Вологодской области сегодня «в одной лодке», а сам руководитель региона вместе со своим правительством сделает всё возможное для создания благоприятного инвестиционного и бизнес-климата на Вологодчине.
Впрочем, по мнению Олега Кувшинникова, он и сейчас неплох, несмотря на то, что порой говорят «некоторые представители бизнес-сообщества».
В доказательство губернатор привёл несколько цифр, уже известных, но, как считает глава региона, достойных того, чтобы повторить их ещё несколько раз.
Это, например, рост ВПР региона более чем на 500 млрд руб., который планировался на 2020 год, а случился в 2017-м. Или прирост инвестиций в экономику области за последние 5 лет на 25%.
Учитывая тот факт, что на этот раз заседание СПП имело машиностроительный «уклон», Кувшинников вспомнил самый яркий (если не единственный) пример прорыва на этом региональном отраслевом направлении — опыт Череповецкого литейно-механического завода, занявшего за короткий срок место в числе национальных лидеров сельхозмашиностроения.
В заключение губернатор несколько конкретизировал претензии тех самых «некоторых представителей» областного бизнеса, которые недовольны региональным климатом — оказывается, речь идёт о вологодском налоговом режиме, который, де, выгоняет предпринимателей из Вологодской области.
С таким тезисом Олег Кувшинников категорически не согласился и предоставил возможность доказать свои слова главе областного управления ФНС Юлии Сущевской.
Налоговый инспектор не враг
Сущевская, надо отдать ей должное была предельно конкретна, обрисовав практику работы регионального управления и общую ситуацию с налоговым администрированием.
Они, если говорить коротко, характеризуются несколькими отличительными чертами.
Во-первых, акцентом профилактическое налоговое просвещение и на аналитическую работу (включая технологии обработки больших данных, в том числе, и не имеющих мировых аналогов), которая помогает находить налоговых уклонистов и соответствующие нарушения дистанционно.
Во-вторых, стремлением уменьшить налоговый и административный прессинг субъектов всех форм бизнеса. Это удаётся за счёт сочетания региональных законов с умелым налоговым администрированием.
В результате получается, к примеру, что УФНС в прошлом году удалось в 5 раз увеличить количество выявленных недоимок, сократив при этом число выездных (самых неприятных для предпринимателей) проверок на 25% в сравнении с общероссийской практикой.
В Вологодской области действует несколько налоговых льгот (по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогу), позволяющих уменьшить налоговую нагрузку* почти в 4 раза в сравнении с общенациональной: 2,5% на Вологодчине против 9,6% в среднем по России.
Это способствовало, в том числе, и недавним знаковым появлениям в вологодской налоговой юрисдикции таких крупных национальных игроков, как «фосагровское» АО «Апатит», компания ВАД…
К этому перечню Олег Кувшинников неожиданно добавил ещё одну сенсационную новость — оказывается в Вологодской области теперь зарегистрированы ещё и четыре неназванных губернатором, но крупных алкогольных холдинга. Объем выплаченных ими акцизов, заявил губернатор, уже составил более 5 млрд рублей.
Губернатор же предложил официально учредить областной сертификат «добросовестного налогоплательщика»:
«Он будет висеть у руководителя компании на стене и служить ему индульгенцией от налоговых проверок. Шутка», — сказал Олег Кувшинников.
Страсти по кластеру
Основную часть заседания, посвященного судьбе областного машиностроительного кластера, открыл заместитель губернатора Алексей Кожевников.
По его словам, в отрасли, в которой создаётся наиболее высокая доля добавленной стоимости и занято 23,5 тысяч вологжан, наблюдается рост (за исключением транспортного машиностроения). Зарплаты здесь повыше, чем в среднем по региону. Экспорт машин и оборудования пока налажен слабо. Зато есть огромный «внутренний» резерв по замещению машиностроительного импорта, который буквально заполонил регион.
Есть в кластере и свои «звёзды», вроде нового завода специальных подшипников. Открытие этого предприятия, которое будет выпускать спепродукцию для отечественного ВПК, запланировано на самое ближайшее время. Заводов такого уровня, подчеркнул Кожевников, в России не строили давно.
Своими успехами, отметил чиновник областного правительства, вологодское машиностроение обязано двум вещам: программам федеральной и региональной поддержки, с одной стороны, и кооперации крупных компаний с малым и средним бизнесом, с другой.
Причём, если верить Кожевникову, вологодский опыт бизнес-кооперации с воодушевлением воспринят и в других регионах России, где его начали применять так успешно, что уже обгоняют Вологодскую область.
Если Кожевников говорил об успехах машиностроителей, то главе Ассоциации машиностроительных предприятий региона Василию Галюку выпало рассказывать о проблемах. И их оказалось едва ли не больше, чем достижений.
Это и огромный износ основных фондов, и отсутствие средств на модернизацию (своих нет из-за низкой рентабельности, а банки не дают кредитов), и кадровая проблема — в регионе острый дефицит квалифицированных рабочих и инженеров. Поголовная бедность машиностроительных предприятий имеет тенденцию к воспроизводству, считает Галюк: низкий уровень инвестиций в новые разработки и инновации выливается в отсутствие новых продуктов, — отрасль теряет конкурентоспособность.
И пока, по словам руководителя Ассоциации, главная надежда машиностроителей Вологды — на «Северсталь», благодаря заказам которой сегодня остаются на плаву многие машиностроительные предприятия — кто на четверть своей загрузки, а кто — на все 99%.
Волшебный голос «Северстали»
Естественно, что машиностроители, собравшиеся в четверг на Череповецком металлургическом комбинате, ждали, что в ответ на их жалобы скажет хозяин (в буквальном смысле) мероприятия.
И Вадим Германов, который по совместительству является еще и президентом регионального СПП, ожиданий не обманул.
Он обозначил как парадокс ситуацию, когда «Северсталь», остро нуждающаяся в стратегических партнерах-машиностроителях из своего региона, фактически ничего или очень мало знает о возможностях предприятий этой отрасли Вологодской области. Настоящими открытиями для себя Германов назвал такие вологодские компании, как АО «Ротор» или ООО «Автоспецмаш», которые с недавних пор стали основными поставщиками «Северстали».
Но и теперь лишь 15% оборудования, необходимого «Северстали» производится в Вологодской области. А нужно металлургам на несколько порядков больше всего — от элементарного крепежа до сложного конвейерного оборудования, грузозахватных приспособлений, разного рода металлоконструкций…
В планах компании, заявил Вадим Германов, долгосрочные планы большой модернизации оборудования на многие «десятки миллиардов рублей». И «Северсталь» приглашает машиностроительные компании Вологодской области осваивать эти средства. Ей это выгодно — логистически и финансово.
В этот день гендиректор «стального» дивизиона «Северстали» фактически предложил землякам-машиностроителям оферту.
Большую и соблазнительную. Германов пообещал будущим партнёрам гарантии стопроцентной загрузки, вдвое сокращённую отсрочку платежа за готовое оборудование, систему скидок, возможность работать на давальческом металле.
Олег Кувшинников с готовностью поддержал инициативу металлургов. Теперь остаётся только ждать новых контрактов.
*Налоговая нагрузка — отношение начисленных налогов к выручке предприятия.