Олег Кувшинников рассказал о бездоходной ответственности губернаторов
Вологодский губернатор от имени «коллег по цеху» попросил у руководства страны элементарной справедливости: поддержать увеличение полномочий ростом доходов.
Выражение «положение хуже губернаторского» вновь обретает свой первоначальный смысл в современной России, а сами главы регионов все больше превращаются в настоящих заложников отечественных экономических проблем.
В тучные годы быть российским губернатором было сравнительно просто и даже приятно. Перечень требований, предъявляемых к главам регионов был невелик, а сами они — вполне выполнимыми.
Так нужно было быть уж очень норовистым человеком, чтобы как Георгий Боос потерять губернаторский пост после многотысячных протестных выступлений в Калининграде в 2010 году — большинству же коллег Бооса удавалось избегать массовых социальных протестов. Равно, как и давать приемлемый результат партии власти на выборах — уходили в отставку только те немногие, кто ослаблял бдительность в этих вопросах, как ярославец Анатолий Лисицин или вологжанин Вячеслав Позгалев.
Наконец, третьим обязательным (и вполне выполнимым) условием было не допускать явных провалов в экономике.
За это можно было рассчитывать на покрытие дефицитов региональных бюджетов за счет федеральных трансфертов и часто бесконтрольного наращивания госдолга, особо не беспокоясь об увеличении сбора налогов.
Но с развитием в стране кризисных явлений, усиленных падением цен на нефть и западной политикой санкций, ситуация начала разворачиваться кардинально: федеральный центр постепенно стал перекладывать на губернаторские плечи все больше ответственности за происходящее, а себе забирать все больше доходов регионального происхождения.
И без того искаженная, сверхцентрализованная система межбюджетных отношений стала еще больше перекашиваться в сторону федерального бюджета.
По подсчетам губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, только три последние инициативы Минфина — снижение с 18 до 17% ставки для зачисления налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, план по уменьшению нормативов отчислений акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты и «бюджетное выравнивание» регионов за счет изменения порядка зачисления в бюджеты субъектов акцизов на крепкий алкоголь — могут в период с 2017 по 2019 годы создать в бюджете одной только Вологодской области дыру величиной более 7 млрд рублей.
В таких условиях выбор способов исполнения растущих полномочий (только за 10 лет с 2005 по 2015 годы количество полномочий субъектов увеличилось в 2,5 раза (с 49 до 105), а количество делегированных им полномочий — в 10 раз (с 11 до 117) при падении доходов у губернаторов невелик: лоббисткое выклянчивание все новых дотаций и бюджетных кредитов, неформальные договоренности с бизнесом о создании негласных фондов, в том числе для финансирования бюджетных обязательств.
И, наконец, выход из положения за счет муниципалов, которые тоже страдают от искаженной межбюджетной системы.
Не случайно в минувшем сентябре депутаты городской Думы Череповца поддержали мэра города Юрия Кузина в его обращении с просьбой изменить уже баланс распределения скудеющих налоговых поступлений. Сейчас большая часть налогов уходит в федеральный и областной бюджеты, а дефицит городского бюджета год от года растет, угрожая исполнению даже нынешних минимальных обязательств перед жителями Череповца.
Нельзя сказать, что федеральное правительство совсем ничего не делает для регионов. На последних парламентских слушаниях в Совете Федерации по проекту бюджета страны на ближайшие три года глава Минфина Антон Силуанов обозначил в качестве приоритетов для решения проблем региональных бюджетов отказ от излишних и необоснованных налоговых льгот (сейчас они, по подсчетам Минфина, составляют 9,3 триллиона рублей), уже упоминавшееся перераспределение акцизов (тот же акциз на водку предлагается собирать не по месту производства, а по месту потребления), бюджетные кредиты, которыми регионам предлагается заменять кредиты коммерческие и выравнивание бюджетной обеспеченности за счет перераспределения 1% налога на прибыль, полученную регионами со сравнительно благополучными бюджетами.
«Восемь субъектов федерации, среди которых ХМАО, Татарстан, Красноярский край и Тюменская область будут обеспечивать минимальные социальные гарантии населению других территорий. 100 миллиардов рублей должны стимулировать другие субъекты на хозяйственную деятельность — расширять прибыльно работающие предприятия, закладывать точки роста. 20 миллиардов будут возвращены в виде премии тем субъектам, которые формируют высокую налоговую базу», — «обрадовал» своих избирателей председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов.
К этим предложениям в минувшие выходные добавилось еще одно весьма радикальное требование, выдвинутое на совместном заседании президиума Госсовета и его консультативной комиссии о повышении инвестиционной привлекательности регионов: президент Владимир Путин официально назвал условия для ведения бизнеса одним из критериев оценки работы глав регионов.
«Я хочу, чтобы мы все понимали и относились к этому серьезно, и никто бы не обижался потом за то, что будут приниматься какие-то меры, в том числе административного и кадрового характера, если ничего не будет меняться к лучшему», — заявил Владимир Путин.
Действительно, у большинства регионов прежний механизм федеральных трансфертов сформировал иждивенческие настроения, признает один из авторов рейтинга налоговой политики российских регионов аналитик S&P Карен Вартапетов. Но активно, а главное — эффективно проводить экономическую политику на своей территории, привлекая новых инвесторов и стимулируя производство могут только сильные регионы, считает эксперт.
Рейтинг показал, что полномочия регионов в налоговой политике надо увеличивать, считает партнер PwC, автор рейтинга Кирилл Никитин, но делать это асимметрично — только для тех, кто реально готов давать льготы за свой счет и снижать зависимость от федерального бюджета.
Вологодская область, как еще целый ряд российских регионов, в последние годы доказали, что способны выходить из кризисных ситуаций, стабилизировать бюджет, проводить разумную налоговую политику. Правда, для решения новых задач, поставленных президентом, им нужна дополнительная поддержка федерального центра.
Губернатор Олег Кувшинников на слушаниях в Совете Федерации обозначил основные ее параметры.
В их числе были названы такие минимальные меры поддержки, как сохранение для регионов существующей ставки налога на прибыль организаций, а также действующих нормативов зачисления акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты. Кроме того, вологодский губернатор предложил направлять в бюджеты регионов прирост налога на прибыль организаций по федеральному бюджет и ввести мораторий на установление новых федеральных льгот по доходным источникам областных бюджетов вплоть до их поэтапного упразднения.
Олег Кувшинников справедливо полагает, что эти меры в сочетании с сохранением существующего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности при реструктуризации уже выданных регионам бюджетных кредитов позволят субъектам быть более эффективными и самостоятельными.
В противном случае, отмечают эксперты, руководители регионов могут пострадать за состояние инвестклимата и развитие бизнеса на своей территории, не имея реальных рычагов влияния на эти сферы и в условиях, когда правила игры определяет центр.