Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Вологда
Адвокат Учителя рассказал о «существующих в голове Поклонской протестах» 21:30, Политика Как у диссертации Мединского появились две команды оппонентов 21:25, Общество СМИ сообщили о госпитализации актера Михаила Кокшенова 21:20, Общество Саакашвили назвал условие завершения протестной акции в Киеве 21:08, Политика Индекс Dow Jones впервые в истории превысил 23 тыс. пунктов 20:58, Финансы Процент без гарантии: что такое долевое страхование жизни 20:46, Деньги Новый глава «Россетей» предложил освободить компанию от уплаты дивидендов 20:45, Бизнес «Приукрасила резюме»: HR-специалисты комментируют неудачные собеседования 20:30, Спецпроект РБК PINK Появилось видео потасовки у Верховной рады в Киеве 20:23, Политика СК проверит выделивших деньги Серебренникову сотрудников Минкультуры 20:12, Общество Богатейшие американцы по версии Forbes 20:08, Фотогалерея  Серебренников рассказал о продолжавшейся несколько лет слежке за собой 19:58, Общество В Литве начали публиковать сообщения агентов КГБ 19:54, Общество Coca-Cola перестанет продавать виски Jack Daniel's в России 19:53, Бизнес Подчинённые могут поссорить череповецкого мэра с бизнес-сообществом 19:52  Ущерб по делу о мошенничестве в порту Усть-Луга оценили в 3,6 млрд руб. 19:47, Бизнес Генпрокуратура подала иск о взыскании в доход страны имущества Захарченко 19:42, Политика Дуров выбрал юристов «Агоры» для защиты Telegram в деле против ФСБ 19:38, Общество Поддержка слева: как «советский» фестиваль стал мягкой силой Кремля 19:32, Мнение В Госдуме предложили приравнять венчание к браку 19:22, Общество Игорь Руденя: У производства теплообменников в области большой потенциал 19:08, Пресс-релизы Паштет с душком: как развивалось дело о поставках пайков Росгвардии 19:05, Общество Совфед внес «Радио Свобода» и CNN в список потенциально нежелательных СМИ 19:03, Политика Чемезов рассказал о возврате полувагонов «УВЗ-Логистик» из аренды ФГК 18:58, Бизнес Сирийские курды объявили о полном освобождении Ракки от ИГ 18:50, Политика В Москве задержали травившего пассажиров таксиста 18:45, Общество Поклонская записала видеообращение к Юрию Чайке 18:40, Общество Forbes назвал 400 богатейших американцев 18:27, Бизнес
Вологодские авиапредприятия: проблема лётных кадров не критична
Вологодская область, 19 июн, 17:04
0
Вологодские авиапредприятия: проблема лётных кадров не критична
Тема дефицита квалифицированных пилотов в последнее время стала популярной в федеральных СМИ. РБК Вологодская область попытался выяснить, как проблему решают в авиакомпаниях региона.
Фото: РБК Вологодская область

С лёгкой руки коллег из «Коммерсанта», первыми сообщивших о том, что российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Китай и Корею, кадровая проблема отечественной авиации стала достоянием общественности.

Улетают лучшие?

Масла в огонь подлили и представители некоторых авиакомпаний, которые, как, например, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на ПМЭФ-2017, начали рассказывать о том, что в компаниях не хватает российских командиров воздушных судов (КВС) и что «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше».

Причём, именно фантастические зарубежные зарплаты назывались в качестве главной причины текучести квалифицированных кадров в российской авиации. С другой стороны, притоку иностранных пилотов в Россию, который мог бы компенсировать создающийся кадровый дефицит, препятствует существующая на государственном уровне система квотирования, ограничивающая количество иностранных лётчиков, которых могли бы привлечь наши авиакомпании.

Итак, если лучшие лётчики «улетают» в Азию, то кто тогда водит воздушные суда, на которых летаем мы, и что тогда говорить о провинциальных авиакомпаниях, которым ещё труднее конкурировать по зарплатам?

Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент РБК Вологодская область связался с представителями двух региональных авиапредприятий.

Проблема роста

В авиапредприятии «Северсталь» подтвердили, что проблема нехватки квалифицированных авиационных кадров наблюдается по всей России. Но дело не только в особом спросе на лётчиков в Азии. Просто, как говорит заместитель командира эскадрильи череповецкого авиапредприятия Виктор Звягин, парк воздушных судов растет вместе с объемом авиационных работ. Наиболее остро эта проблема проявляется в более крупных компаниях.

А вот у компаний, подобных «Северстали», потребность в летном составе не так масштабна, поэтому им укомплектовывать или доукомплектовывать лётную службу персоналом намного проще. Звягин утверждает, что сегодня штат пилотов авиапредприятия «Северсталь» полностью соответствует тому объему работы, который выполняется собственными воздушными судами предприятия.

«К сожалению, в Череповце нет авиационного учебного заведения, — говорит собеседник РБК. — А специалистов такого профиля не так много готовят по всей стране.

Мы плотно взаимодействуем с Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации. Там учатся и наши череповецкие ребята. Причем показывают весьма хорошие результаты и выражают готовность в будущем работать в Авиапредприятии «Северсталь». Выпускники прошлых лет уже работают у нас».

Сколько «стоит «КВС»?

При этом, как уверяют в авиапредприятии, отбор в компанию у «Северстали» достаточно серьезный. Проверяется теоретическая подготовка и до принятия окончательного решения соискателей тестируют на тренажере. После принятия на должность сотрудник проходит переподготовку на тип воздушного судна, который эксплуатируется в авиапредприятии. Затем пилот под руководством опытного инструктора нарабатывает навыки в качестве стажёра. В среднем это занимает не менее полугода.

Только после этого стажёр получает допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота в закрепленном экипаже. Если подготовка идет успешно и пилот хорошо осваивает самолет и проявляет себя грамотным специалистом, то года через 3-4 он может стать командиром корабля. Но поддержание теоретических знаний и практических навыков является для лётчика непрерывным процессом на весь период лётной деятельности.

Зарплата, по словам Виктора Звягина, зависит от типа воздушного судна, которым управляет пилот. И в этом смысле зарплата пилотов «Северстали» соизмерима с той, которую получают лётчики, управляющие аналогичными воздушными судами (современные региональные самолеты на 50 мест) в крупных московских авиакомпаниях.

Как утверждают источники «Коммерсанта» и «Ведомостей» в «Аэрофлоте», самые высококвалифицированные командиры в России получают в среднем 650 000 руб., остальные — порядка 500 000 руб. 350 000 руб. примерно соответствует месячной зарплате второго пилота. У дочерних авиакомпаний «Аэрофлота» («Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный региональный перевозчик «Аврора») бонусы меньше. Так «Россия», например, будет выплачивать командирам 500 000 руб., вторым пилотам — 250 000 руб., говорит представитель авиакомпании.

Но надо учесть, что здесь речь идёт в основном о лётчиках, пилотирующих большие дальнемагистральные суда — Airbus и Boeing.

Представитель Вологодского авиапредприятия Алексей Бобылёв считает суммы зарплат, которые сейчас циркулируют в центральной печати, «взятыми с потолка». Впрочем, в Вологде работают по преимуществу вертолётчики, размер оплаты труда которых всегда был ниже, чем у пилотов самолётов. По словам Бобылёва, максимум оплаты КВС у вертолётчиков — 200-300 тыс. руб. Это при максимальной загрузке. В объявлениях о лётных вакансиях, размещённых на сайте предприятия, указывается заработная плата КВС Ми-8 — «от 60 000 руб.».

«Проблема лётных кадров существует, — рассказывает Бобылёв. — Она особенно остра из-за того, что вертолётчиков в стране готовит лишь одно учебное заведение в Омске. Но мы сейчас закрываем проблему, обострившуюся для нашего предприятия из-за того, что мы расширяем свою деятельность на другие регионы присутствия».

Не только зарплата

Не менее, а порой и более важным фактором, определяющим выбор пилотом места работы, является стабильность, говорит Виктор Звягин. В это понятие он включает отсутствие задержек по выплатам заработной платы, всегда четкий план полетов и их регулярность. Сбои, если они и происходят, в основном связаны с метеоусловиями аэропортов вылета и назначения.

«Череповец не является областным центром, однако он очень комфортен для проживания и в нем есть свой международный аэропорт, из которого выполняются регулярные и чартерные рейсы, — рассказывает Звягин. — Это позволяет пилотам постоянно поддерживать свой профессиональный уровень подготовки по мировым стандартам».

Кроме того, уверен собеседник РБК, на уверенность в будущем сотрудников авиапредприятия положительно влияет постоянное расширение географии полетов на внутренних и международных рейсах, свидетельствующее о том, что предприятие развивается.