Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Все новости Вологда
Лента новостей 2:17 МСК
СМИ сообщили о возможных взрывах на стадионе в Манчестере Общество, 01:29 Флинн отказался предоставить сенату документы по «российскому делу» Политика, 01:09 Матвиенко предложила ввести запрет на участие детей в протестных акциях Политика, 00:45 Совбез ООН осудил запуск баллистической ракеты КНДР Политика, 00:25 Пенсионные фонды попросили ЦБ смягчить условия стресс-тестов Финансы, 00:01 Избитого в Мексике россиянина выписали из реанимации Общество, Вчера, 23:59 «Блок Петра Порошенко» выступил против введения визового режима с Россией Политика, Вчера, 23:44 В Химках неизвестный открыл стрельбу из оружия Общество, Вчера, 23:24 Суд заочно арестовал бизнесмена по делу экс-главы Марий Эл Общество, Вчера, 23:08 Версальские смотрины: зачем Путин едет к новому президенту Франции Политика, Вчера, 23:07 Путин наградил сотрудников метро Петербурга за действия во время теракта Общество, Вчера, 23:05 Moody's повысило прогноз роста ВВП России до 1,5% Экономика, Вчера, 22:33 Бизнесмена объявили в международный розыск по делу экс-главы Марий Эл Политика, Вчера, 22:18 Бывшая жена Потанина подала иск к экс-супругу на 849 млрд рублей Бизнес, Вчера, 22:17 Проблемы с госзакупками помогли Крыму стать самым «экономным» регионом Экономика, Вчера, 22:04 Reuters узнал о наличии у Венесуэлы 5 тыс. российских ракет для ПЗРК Политика, Вчера, 21:56 Экс-чемпион MotoGP скончался после аварии в возрасте 35 лет Спорт, Вчера, 21:48 Росгвардия опровергла данные о создании собственного уголовного розыска Общество, Вчера, 21:47 Отток капитала из ориентированных на Россию фондов продолжился Финансы, Вчера, 21:42 Путин наградил Турчака и Лепса за заслуги перед Отечеством Политика, Вчера, 21:35 Президент компании Torres предсказал дефицит вина на европейском рынке Бизнес, Вчера, 21:17 Киев заявил о невозможности полностью заблокировать российские соцсети Политика, Вчера, 21:08 Путин смягчил ограничения оборота огнестрельного оружия во время ЧМ-2018 Общество, Вчера, 21:08 Рогозин поручил проработать создание космической станции БРИКС Технологии и медиа, Вчера, 21:02 В Госдуме отклонили идею переноса вступления «пакета Яровой» на пять лет Политика, Вчера, 20:55 Минобрнауки ограничило доступ к заседаниям ВАК Общество, Вчера, 20:41 Реальные доходы россиян в апреле упали на 7,6% Экономика, Вчера, 20:38 Росалкогольрегулирование уточнило условия розлива пива для малого бизнеса Бизнес, Вчера, 20:26
Почему неисправная камера 2,5 месяца штрафовала водителей под Шексной
21 апр, 12:36
Сергей Авдеев
Почему неисправная камера 2,5 месяца штрафовала водителей под Шексной
Фото: Wikimedia Commons
Событие, ставшее информационным «хитом» российских СМИ, на самом деле является рядовым случаем из практики автоматического контроля дорожного движения, который всё больше становится способом пополнить бюджет региона.

В течение последних суток множество средств массовой информации федерального и регионального уровня отметились сообщением о том, что неправильно откалиброванная камера на федеральной трассе Вологда — Новая Ладога в районе посёлка Шексна около трех месяцев завышала скорость проезжавшим мимо автомобилям и массово рассылала штрафы. В итоге постановления о превышении скоростного режима получили более 10 тыс. автомобилистов.

«Пружинка сломалась»

Трудно объяснить, почему инцидент вызвал такой интерес именно сейчас, хотя неисправность была обнаружена еще в начале февраля 2017 г. Возможно, поводом стала информация о расследовании, проведённом областной прокуратурой, которое установило, что причиной неисправности стало неправильное крепление камеры после проведения очередного техобслуживания. Кроме того, как установило надзорное ведомство, ни в областном ГИБДД, ни в правительстве региона долгое время не реагировали на многочисленные жалобы водителей на незаконные штрафы.

Только после реакции прокурорского надзора в областной Госавтоинспекции заявили, что будут проводить отдельное разбирательство по каждому случаю. В свою очередь в законодательном собрании региона заявили, что усилят контроль за работой камер автоматической фиксации нарушений.

По мнению экспертов, некорректная работа камеры в течение столь длительного времени вызывает подозрения. Так, например, источник на рынке систем фотовидеофиксации нарушений рассказал «Газете.Ru», что такой длительный период некорректной работы камеры не мог остаться незамеченным компанией, которая обслуживает эти системы:

«Вероятно, на это просто закрывали глаза», — предположил источник, добавив, что иногда такие сбои обслуживающие компании устраивают специально.

Коммерческий интерес

Причина банальна — коммерческий интерес: во многих регионах действуют концессионные соглашения, и составлены они зачастую таким образом, что выплата концеденту напрямую зависит от количества собранных штрафов. Можно добавить, что и бюджет региона тоже не остаётся внакладе.

В начале февраля ГИБДД России подвела итоги работы с автоматическими дорожными камерами за 2016 год — основным для ведомства инструментом выявления нарушений ПДД. В Госавтоинспекции подсчитали, что за прошлый год комплексы зафиксировали около 61 млн нарушений, что на 11 млн, или на 22%, больше, чем в 2015-м. В денежном выражении, с учетом минимального штрафа за нарушение ПДД (500 руб.), автолюбителей оштрафовали не менее чем на 30,5 млрд руб.

Можно добавить ещё, что по данным ГИБДД, благодаря дорожным камерам в 2016 году было выписано 71,3% от всех административных постановлений за нарушения ПДД.

Ударные показатели являются прямым следствием непрерывного процесса по наращиванию количества комплексов на российских дорогах: сегодня камеры есть уже практически во всех регионах России и контролируют 13 тыс. участков дорог (8,9 тыс. постоянных зон контроля и 4,1 тыс. переменных). И каждый год их число растёт.

Растёт и разнообразие видов нарушений ПДД, которые способны фиксировать автоматические комплексы. Сегодня в этот перечень, помимо традиционного скоростного режима, входят также нарушения правил проезда регулируемых перекрестков, факты выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, и проезда под знак «Въезд запрещен», нарушения в зонах железнодорожных переездов, факты непредоставления преимущества в движении пешеходам в зоне пешеходных переходов.

Парадоксальным образом существенный рост нарушений ПДД, который выявляется автоматическими дорожными комплексами, радует работников ГИБДД.

Свой оптимизм они объясняют тем, что работа автоматических комплексов способствует предупреждению правонарушений на дорогах и серьезно влияет на дисциплину водителей.

Анализ внутренней статистики даже позволяет им усмотреть положительный эффект от работы камер на дорогах: «снизилось количество аварий, а главное — число погибших и пострадавших в них людей».

Бюджетный подсос

Однако довольны не только в ГИБДД, но и в региональных правительствах.

Зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков, комментируя февральскую статистику ГИБДД той же «Газете.Ru», прямо указывал, что камеры на дорогах ставят в первую очередь, чтобы собирать больше денег:

«Об этом однозначно говорит тот факт, что регионы планируют доходную часть бюджета с расчетом на штрафы с камер — закладывают определенные суммы, которые должны собрать с нарушителей. Поэтому камеры часто ставят в таких местах, где на безопасность они не влияют».

О положительном влиянии автоматических комплексов видеофиксации нарушений на дорожную безопасность и на состояние областного бюджета не раз и на разных уровнях заявлял вологодский губернатор.

С 2013 года, когда Олег Кувшинников озвучил решение о создании в регионе «Центра обеспечения региональной безопасности», который займется развитием автоматического контроля соблюдения правил дорожного движения, и о «планомерном наращивании количества камер на дорогах», областная статистика по штрафам за нарушение ПДД тоже растет.

Только за 7 месяцев 2013 года оборудование помогло предупредить почти 200 тысяч фактов нарушения ПДД и заработать на штрафах 41 млн. 634 тыс. рублей. В 2014 году на вологжан, нарушивших правила движения, наложено 192 млн. рублей штрафов, в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Значительная часть этой суммы — 134 млн. — взыскана в региональный бюджет.

И такая динамика роста продолжает действовать.

«Эх, дороги…»

Впрочем, такое огромное количество нарушений фиксируется не потому, что водители плохие, а потому, что в стране есть большие проблемы с организацией дорожного движения, а у автомобилистов нет обратной связи с властями, считают автомобильные активисты-общественники.

Помимо негативной установки на превращение штрафов в постоянную доходную статью бюджетов, они обращают внимание также на несоответствие возрастающим требованиям по видеофиксации состояния самих автодорог. Там по-прежнему стоят противоречащие друг другу знаки, нанесена некорректная разметка, на дорогах лежат сугробы, а в асфальте — ямы, которые как-то надо объезжать. Так что очень часто водители часто в принципе не могут соблюсти ПДД.