Гостиничный бизнес вступил в борьбу за звёзды
С 1 июля 2019 года в России начинают действовать новые правила для крупных гостиниц, имеющих более 50 номеров. По новому закону они должны иметь свидетельство о присвоении определенной категории «звездности» по пятибалльной шкале. Без такого свидетельства предоставлять гостиничные услуги теперь нельзя.
Кроме того, не допускается заявлять в рекламе или названии гостиницы категорию, не соответствующую указанной в документе. За нарушение новых правил предусмотрен штраф для юридических лиц и ИП от 1/40 до 1/25 выручки гостиницы за предшествующий календарный год, но не меньше 50 тысяч рублей. Оштрафовать могут и должностное лицо - на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.
Точно такие же правила начнут действовать с 1 января 2020 года для гостиниц, в которых более 15 номеров, а с 1 января 2021 года — для всех остальных гостиниц страны. Прямо скажем, сроки даны сжатые, а меры воздействия для нарушителей предусмотрены строгие. Об этом же заявил и индивидуальный предприниматель Владимир Штейнгарт, владеющий трёхзвездочной гостиницей «Ленинград» в Череповце Вологодской области. Владимир Борисович посетовал на то, что в уложиться в отведенные сроки для устранения имеющихся недостатков его заведению было очень непросто - переходный период мог бы быть и подлинней.
Однако всем подразделениям гостиницы, по словам предпринимателя, хочешь-не хочешь, а пришлось придерживаться нормы и буквы закона. В то же время далеко не все обязаны получать свидетельство о категории «звездности». По новым правилам, гостиницы, занимающиеся организаций отдыха и оздоровления детей, социального обслуживания, обслуживания медицинских, физкультурно-спортивных и централизованных религиозных организаций могут вести деятельность по старинке. К этой же категории льготников относятся кемпинги и общежития.
Елена Сальникова, бывший директор гостиницы в вологодском райцентре Бабаево, закрывшейся полтора года назад из-за решения местных властей продать принадлежащее муниципалитету здание, считает, что такое нововведение приведёт лишь к росту цен и появлению дополнительных теневых игроков на рынке гостиничных услуг. А ведь заполняемость в учреждениях гостиничного комплекса Вологодской области и так не превышает 30 процентов.
По крайней мере, к такому неутешительному выводу пришли специалисты Вологдастата, внимательно изучившие информацию о работе гостиничного сектора, к которому относятся гостиницы, мини-отели, хостелы, мотели, санатории, базы отдыха и другие объекты данного типа. Интерес статистических органов к этой теме вовсе не случаен. Дело в том, что востребованность гостиниц и отелей является важным индикатором развития туризма в регионе, которому власти Вологодской области в последние годы уделяют огромное внимание.
Проанализировав ситуацию, специалисты Вологдастата пришли к выводу, что основной причиной низкой заполняемости гостиничного комплекса региона является несоответствие уровня обслуживания клиентов современным стандартам. Турист в последние годы стал более требователен, у него появилась возможность сравнивать уровень обслуживания в наших гостиницах с заграничными. Что греха таить, в той же Турции из вологжан на сегодняшний день не побывал ну разве что только ленивый. И уж если сравнивать турецкие отели и вологодские гостиницы, то подобное сравнение явно будет не в пользу последних.
В Вологодской области только 7 процентов номеров из всего номерного фонда относятся к высшей категории. В прошлом году коллективными средствами размещения воспользовались более 460 тысяч человек. Средняя продолжительность пребывания гостей в области составила порядка 3-х суток. Совокупный годовой региональный доход за 2018 год от туристической деятельности составил чуть более 2 миллиардов рублей.
В областном правительстве рассказали, что ситуация под контролем, классификацию гостиниц осуществляют специальные аккредитованные организации. Их услуги в Вологодской области в зависимости от количества номеров и звездной категории в среднем составляют от 25000 до 150000 рублей. Срок действия такого свидетельства - три года. Потом необходимо будет снова подтверждать соответствие гостиницы полученной категории, а все данные о получении звезд гостиничными учреждениями будут храниться в уполномоченном органе исполнительной власти.
Если говорить проще, то это нововведение - не что иное, как попытка создать единый перечень классифицированных гостиниц. Конечно, действие свидетельства о присвоении определенной категории гостинице может быть и приостановлено. Например, если аккредитованная организация, которая выдала свидетельство, выявит недостоверную информацию в документах, поданных для подтверждения классификации. Или если окажется, что гостиница не соответствует той категории, которая указана в свидетельстве. Пожаловаться на это в аккредитованную организацию может любой потребитель либо должностное лицо органов надзора. В таких случаях действие свидетельства о присвоении гостинице категории приостанавливается на срок, не превышающий 90 дней. Если за это время владелец гостиницы ничего не исправит, то действие свидетельства полностью прекращается. Будем надеяться, что от новых правил всё-таки больше выиграет потребитель, так они направлены на повышение качества обслуживания. Однако, есть сомнения, что очередные нововведения, как это часто и бывает, приведут лишь к очередному росту цен на гостиничные услуги и к ещё большему опустошению кошелка потребителя.