Перейти к основному контенту
Вологда⁠,
0
Эксклюзив

Новые возможности на рынке сыра и сырных продуктов

Резкое замедление темпов роста российского рынка сыров связано не только со снижением покупательской способности населения, но и с недовольством потребителей, разочарованных качеством отечественного продукта.
Фото: GettyImages
Фото: GettyImages

Сразу после введения российским правительством антисанкционного эмбарго российский рынок сыров и сырных продуктов пережил резкий взлёт — прирост в 2015 году составлял 37%. Но уже в 2016 году темпы существенно замедлились — до 11%.

Понятно, что снизилась покупательская способность населения. Но одновременно с этим наблюдатели зафиксировали и явное разочарование российских потребителей качеством продукта. А ведь поначалу после введения эмбарго покупатели были настроены очень благожелательно к отечественной продукции. Почему же недовольны потребители и что лучше предпринять в этой ситуации?

Причина разочарований в том, что покупатели осознанно, или не разобравшись, приобретают не сыр, а сырный продукт, и их не устраивает качество.

«Разница между сыром и сырным продуктов в составе: сыр, чтобы иметь право так называться, должен содержать исключительно молочный жир, а вот в сырном продукте допускается использование растительных жиров — пальмового, кокосового, рапсового масла.

Обработанные термически растительные жиры вредны для здоровья, но зачастую они существенно дешевле животных, и потому используются при производстве сырных продуктов», ­– отмечает менеджер по продажам технологического оборудования категории «Сыр» компании Tetra Pak Николай Смольников.

На российском рынке продаются и местные, и завезенные из-за рубежа сырные продукты, в составе которых присутствуют растительные жиры. Какая-то доля этих продуктов именуется сыром в нарушение всех ГОСТов, а какая-то формально ничего не нарушает, но покупателю от этого нравится ничуть не больше.

В сегодняшних условиях рынок диктует новые требования, и то, что производители понимают под сырным продуктом, большого будущего не имеет, полагают опрошенные РБК Вологодская область эксперты.

«Россияне научились ценить качество, и, покупая сыр, они действительно хотят купить сыр. А сырный продукт будут выбирать крайне придирчиво, и всегда исходить не только из цены, но и из пользы и безопасности», — рассказал РБК представитель одной из известных компаний Санкт-Петербурга, начавшей строительство собственного сырного производства под Череповцом.

Многие компании, кстати, привлекает на Вологодчине доступ к основному сырью для производства сыра — молоку. В 2017 году объём производства молока в Вологодской области составил 473,9 тыс. тонн (+5%), что говорит о перспективном будущем сырной отрасли в регионе. Кроме качественного сырья в достаточных объёмах, необходимо соответствовать ещё ожиданиям потребителей. Для этого можно выбирать разные варианты стратегии.

Например, можно создать собственную инфраструктуру и запустить собственные бренды сыра: по этому пути планируют пойти в том числе и крупнейшие игроки продуктового рынка. В частности, компания Мираторг, объявившая об инвестициях в размере 2,7 млрд долларов в крупнейший инфраструктурный проект. Холдинг планирует производить и перерабатывать сырое молоко с собственного комплекса ферм. Это не единственный выход крупного игрока в сфере мясного производства на смежный рынок, но, конечно, такой вариант развития доступен не каждому предприятию. Однако, компания учитывает, что подобные события расширяют аудиторию.

Когда продукция такого производителя появится в рознице, конкурировать и одновременно пожинать плоды его успеха можно, лишь имея качественное предложение.

Первый из них заключается в выходе в сегмент высококачественных сырных продуктов — высушенных ломтиков сыра с различными добавками в индивидуальной упаковке, сырных чипсов с пониженным содержанием жира или холестерина, комплексных упакованных ланчей с сыром. Потребление сырных производных сегодня — это мировой тренд.

Многие компании также используют возможности расширения аудитории в среднем ценовом сегменте за счет выпуска продуктов в нарезке и в упаковке. Такой вариант позволит продавать продукт там, где нет возможности его нарезать — несетевые магазины, сетевые мини-маркеты в формате «у дома», магазины при заправках. К тому же упаковка — всегда возможность «поговорить» с покупателями и лаконично объяснить, чем хорош именно этот продукт.

Так или иначе, когда производитель принимает решение и выбирает между настоящим сыром и честным или нечестным сырным продуктом, стоит иметь в виду, что это не только определит уровень себестоимости, сырье и технологии. Это будет выбором и в более глобальных вещах.

Сыр — это возможность более или менее ровно переживать спады, сохранять относительно массовую, лояльную и платежеспособную аудиторию, и не затеряться в океане невкусных, вредных и потому не нужных потребителю продуктов. Инновационный сырный продукт высокого качества — работа на одну или несколько ниш, быстрорастущая аудитория, готовая пробовать новое и потому очень чувствительная к качеству. Риски высоки, но есть возможность стать пионером и номером один в своей нише.

Впрочем, не менее рискованно и производство экономичного сырного продукта на базе растительных жиров под своим или чужим наименованием. Это — работа на аудиторию в сегменте «средний минус».

Экономичный сырный продукт на базе растительных жиров под своим или чужим наименованием — работа на аудиторию в сегменте «средний минус». Эти покупатели будут верны продукту до тех пор, пока ничего другого не позволяет кошелек, и пока нет альтернативы, и именно от этого продукта откажутся в первую очередь, когда нужно будет сэкономить. Другими словами, в период кризиса и эмбарго, которые случаются одновременно, своих потребителей найдет и этот продукт. Остается ответить на вопрос, что делать в более благоприятные времена.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 07:55
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 07:55
Все новости Вологда
На БКЛ увеличили интервал движения из-за человека на путях Город, 08:19
Четыре страны направили войска в Бенин из-за попытки переворота Политика, 08:15
«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-BenzПодписка на РБК, 08:10
Экология без компромиссов: как НЛМК полностью исключил влияние на реку Тренды, 08:07
ИИ перестали считать способом сокращения расходов на зарплаты Технологии и медиа, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Ночью дроны сбили над Московским регионом и еще 10 областями Политика, 07:51
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
От лечения к контролю: почему женщины после 45 — драйверы фармрынка Отрасли, 07:44
Стала известна дата заседания Совбеза ООН по Украине Политика, 07:39
Банки нашли способ снизить концентрацию на крупных заемщикахПодписка на РБК, 07:31
Какие перспективы у российского фондового рынка Отрасли, 07:30
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Москвичей предупредили о пасмурной погоде до конца недели Общество, 07:11