Клиенты банков уходят в онлайн
Банки активизируют борьбу за клиентов, которые стремительно переходят на дистанционное интернет-обслуживание. Главным конкурентным преимуществом становится не столько цена, сколько удобство услуги для пользователя.
С 1 ноября Сбербанк открыл бесплатный доступ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к открытию банковских счетов и подключению к корпоративному интернет-банку Сбербанк Бизнес Онлайн. РБК Вологодская область решил проверить, насколько актуально такое предложение на рынке интернет-банкинга.
Оказалось, более чем.
«Честно говоря, даже страшновато оказываться в пустом зале банка, где еще пару лет стояли очереди к операционистам из предпринимателей и руководителей предприятий», — делится впечатлениями знакомый предприниматель.
Год назад он перешел на систему «Клиент-банк» одного из крупных госбанков и в банковском офисе появляется лишь изредка, когда нужно получить официальную справку или продлить договор обслуживания.
«Не все, конечно, удобно в работе программы, — делится впечатлениями собеседник РБК, — но все-таки это лучше, чем традиционный банковский офлайн — экономится куча времени».
Директор аудиторской компании «Ирбис» Елена Корнева признается, что подавляющее число ее клиентов — малых и средних предпринимателей — перешли на банковское обслуживание онлайн.
«Даже те, кто совсем недавно относился к интернет-банкингу с подозрением и клялся, что никогда не будет им пользоваться, сегодня стали пользователями этой услуги», — говорит Корнева.
Сравнение основных пакетов тарифов на обслуживание в разных интернет-банках показывает, что они находятся примерно на одном ценовом уровне. Основная конкурентная борьба идет в сферах безопасности и качества услуг. Здесь действуют две основные модели.
В первой преобладает акцент на безопасности. Такие банки, как, например, ВТБ или СГБ предлагают своим клиентам загружать на свои компьютеры специальные программы «клиент-банк», доступ к которым осуществляется с помощью специальных электронных ключей — специальной программы, записанной на флэшку, которую необходимо каждый раз вставлять в ноутбук, чтобы войти в программу, а потом еще получить и пароль доступа по SMS.
В обмен на якобы гарантированную банком безопасность клиент получает ограниченную услугу — он может воспользоваться интернет-банкингом только с ограниченного числа устройств: ноутбука (в лучшем случае), а то и со стационарного компьютера, установленного в офисе. К тому же программы «клиент-банк» поддерживают не все типы браузеров и даже операционных систем.
Гораздо большую свободу своим клиентам предлагают такие банки, как уже упомянутый Сбербанк или изначально полностью «виртуальный» банк Тинькофф. В случае использования их интернет-банкинга клиенту не нужно ничего скачивать. Достаточно один раз заключить договор, зарегистрироваться на центральном сервере банка, а потом пользоваться его услугами в любом месте и с любого гаджета, включая, смартфон — прямо из браузера или мобильного приложения.
«Это дает невероятную свободу, — делится Елена Корнева, — можно всегда быть на связи с банком, даже в выходные дни и в отпуске.
Насколько это безопасно? Если судить по участившимся сообщениям о проделках разного рода хакеров, то не очень. Но, наверное, это неизбежная плата за удобство, как и постоянная угроза терроризма — плата за возможность пользоваться благами цивилизации. С этим приходится просто смириться».
Что касается дополнительных услуг, предлагаемых интернет-банкингом, вроде интеграции с такими бухгалтерскими системами, как 1С, или даже обещанием помочь своим клиентам (особенно индивидуальным предпринимателям) в составлении отчетов для налоговых органов, то здесь собеседница РБК настроена скептично:
«Да, многие системы предлагают интеграцию с бухгалтерскими программами и даже выгружают массивы первичных банковских документов, но довольно часто делают это несколько «косячно» — все равно приходится проверять, — рассказывает директор «Ирбиса». — Возможно, при большом объеме платежей такие услуги могут быть удобны. Если же обороты невелики, надежнее делать все «в рукопашную».
Насколько совершенствование банковской инфраструктуры влияет на развитие самого предпринимательства в стране и регионе? На этот вопрос эксперты не могут дать однозначного ответа.
Скорее всего, это влияние опосредованное и довольно слабое.
Иначе, наверное, аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) Russia не фиксировали бы существенного за последние 6 лет снижения числа индивидуальных предпринимателей в целом по стране (-13%) и в Вологодской ости, в частности — здесь их стало на 30% меньше за тот же период.
По мнению директора департамента по оказанию услуг органам государственной власти и общественному сектору PwC в России Юлии Копцевой, которое приводят «Ведомости», ключевая причина, влияющая на рост индивидуального предпринимательства — степень благоприятности бизнес-климата.
Серьезное влияние на «выживаемость» предпринимателей оказывают и фискальные эксперименты властей:
«Многие предприниматели нашего региона, например, не пережили двукратного повышения страховых взносов в 2013 году», — свидетельствует в комментарии РБК Вологодская область замдиректора череповецкого Агентства городского развития Оксана Лукьяненкова.