Как врачу воспитать поставщика
Вологодское отделение Общероссийского народного фронта провело круглый стол, посвященный закупкам лечебными учреждениями области лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов.
В обсуждении приняли участие специалисты департамента здравоохранения, комитета государственного заказа Вологодской области, территориального органа Росздравнадзора, руководители и специалисты контрактных служб больниц Вологды и Череповца.
Сегодня в регионе две основные проблемы, связанные с обеспечением медицинских учреждений лекарствами: дефицит средств, выделяемых бюджетом на эту статью расходов, и качество самих препаратов и расходных материалов. Обе проблемы тесно связаны между собой — в условиях недостатка денег и у лечебных учреждений, и у поставщиков лекарств велик соблазн сэкономить за счет качества.
«Мы в своей работе много внимания уделяем честным закупкам, но пора уже более тщательно заниматься и честными поставками, — отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ Галина Телегина. — Зачастую поставляемые товары не соответствуют тем, что были заявлены при проведении закупок. И на данный момент общественный контроль в этой сфере значительно затруднен».
Стоимость лекарственного средства, в зависимости от поставщика, может отличаться весьма значительно. Но закон, регулирующий процедуру закупки, запрещает прописывать конкретного производителя в первой части конкурсной заявки. Однако в ее второй части участник аукциона по требованию заказчика может прописывать номер регистрационного удостоверения, в котором, в частности, указан и производитель.
В большинстве случаев эта информация опускается при заключении договора с победителем торгов, в результате чего в больницу может быть поставлен препарат другого производителя, имеющий тот же химический состав, но фактически значительно более дешевый.
С такой лазейкой для недобросовестных поставщиков можно и нужно бороться, уверена Галина Телегина, которая в ходе круглого стола обратилась к представителям департамента здравоохранения Вологодской области с предложением обязать заказчиков на стадии заключения контракта вносить в спецификацию данные того регистрационного удостоверения, которое было указано во второй части конкурсной заявки. Закон делать это не запрещает.
Как считают в ОНФ, такая мера даст возможность специалистам небольших лечебных учреждений, не имеющих сильных контрактных служб, пресекать практику поставок лекарств и расходных материалов, не соответствующих заявленным в аукционе параметрам, сделает поставки более прозрачными и доступными для общественного контроля.
По мнению главного врача второй областной клинической больницы Андрея Пулина, многое зависит от того, насколько ответственно подходит к проведению закупок само лечебное учреждение. Андрей Пулин считает, что медикам надо очень внимательно работать с поставщиками, которые пытаются поставить «либо не тот расходник, либо не то лекарство, что указаны в техническом задании».
«Здесь нужна жесткая позиция, — говорит Андрей Геннадьевич. — Есть возможность не принимать товар, который не соответствует заявленному качеству. Но при этом нужно на 100% быть уверенным в своей правоте, тщательно сравнивать то, что прописано в контракте, с тем, что привезли. Поставщики крайне недовольны такими вещами, даже пытаются судиться с нами. Чего только не наслушаешься. Но рынок есть рынок».
В 2016 году на лекарственное обеспечение в бюджете Вологодской области предусмотрено 384 миллиона рублей. А фактическая потребность составляет 630 миллионов. В связи с этим при утверждении областного бюджета депутаты Законодательного Собрания региона приняли решение периодически увеличивать финансирование этой сферы при появлении дополнительных доходов. Средства расходуются в рамках следующих подпрограмм: обеспечение больных сахарным диабетом, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, а также лечение заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных). Кроме того, еще почти 359 миллионов рублей составляют средства федерального бюджета на обеспечение лекарствами жителей области, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.