Алексей Мордашов расплатится за офшоры
Арбитражный суд города Москвы донасчитал «Северстали» налогов на 1 млрд рублей. Эту сумму, сообщает life.ru, череповецкая компания должна доплатить в российский бюджет за использование «технических» компаний на Кипре. Подобными схемами, утверждает ресурс, пользовались 70% российских компаний.
Как следует из мотивировочной части судебного решения, в 2011 году «Северсталь» заплатила своим акционерам — четырем кипрским компаниям — около 7 млрд рублей дивидендов. Налог с них был рассчитан по льготной ставке в 5%, как это предписано Соглашением об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией.
Однако ФНС, проведя проверку, выяснила, что перечисление дивидендов носило транзитный характер: сразу после получения денег кипрские офшоры отправили их дальше, на Британские Виргинские острова.
Как выяснили налоговики, данные фирмы не вели никакой предпринимательской деятельности, их уставы полностью идентичны и ограничивают их права как самостоятельных компаний, и кроме того, они не обладают иным имуществом, кроме как акциями «Северстали».
Таким образом, решили налоговики (а вместе с ними и арбитражный судья) у кипрских компаний нет «права на распоряжение дивидендами» и на них не распространяются льготы, предусмотренные межправительственным соглашением.
В итоге «Северстали» была донасчитана недоимка по налогу почти на 700 млн рублей, еще 285 млн рублей составила набежавшая с 2011 года сумма пеней.
Московский суд не принял во внимание доводы «компетентных органов Республики Кипр», которые письменно подтверждали право «своих» компаний на дивиденды «Северстали» и согласился с доводами российских налоговиков.
Лайф со ссылкой на пресс-службу «Северстали» утверждает, что юристы компании намерены оспаривать решение арбитража.
Опрошенные ресурсом эксперты опасаются, что дело может стать прецедентом: высшие судебные инстанции не поддержат апелляцию «Северстали», налоги пересчитают и другим компаниям, пользующимся этой схемой.
«Российский суд не принял во внимание официальное письмо кипрской налоговой, что кипрская компания по праву Кипра является лицом с фактическим правом на доход в виде дивидендов, — утверждает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. — Более того, суд мотивированно отверг позицию кипрских властей, сославшись исключительно на фактические обстоятельства, свидетельствующие, что кипрская компания является технической».
По расчётам Захарова, с пересчетом обязательств за предшествующие периоды сейчас могут столкнуться до 70% российских компаний с владельцами на Кипре.
По данным СПАРК, из 500 крупнейших российских компаний с выручкой более 55 трлн рублей кипрским офшорам принадлежат 136.