Вологодский ВАД лишился конкурентов
Издание «Деловой Петербург» обнаружило странную закономерность, связанную с известной дорожно-строительной компанией АО «ВАД», которая в прошлом году внезапно сменила место своей регистрации и, соответственно, налоговой юрисдикции с Санкт-Петербурга на Вологду.
Дело в том, что в 2017 году, по данным сайта zakupki.gov.ru, ВАД заключил с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 40,57 млрд рублей. При этом во всех случаях, кроме одного, на конкурс подавал заявку только один участник — сам ВАД. Лишь в торгах за право ремонтировать дороги общего пользования в северных районах Петербурга за 1 млрд рублей с небольшим (конкурс был объявлен 30 марта 2017 года) соперником ВАД стало ЗАО «АБЗ-Дорстрой» (входит в ГК «АБЗ-1» Владимира Калинина). Но выиграл всё равно ВАД.
А в ноябре 2017 года Государственное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Республики Крым» заключило с ВАД контракт на 137 млрд рублей на строительство трассы «Таврида». И опять заявка ВАД оказалась единственной.
Уже в январе 2018 года ВАД выиграл пять контрактов на сумму свыше 3,7 млрд рублей, оказавшись единственным участником конкурсов на ремонт участков автодороги Р-21 «Кола», за которые ведутся с 2014 года и за которые отвечает Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства».
Между тем питерское издание вспоминает, что ещё пару лет назад у ВАДа были такие мощные конкуренты, как ЗАО «Буер», ООО «БалтМостСтрой», «Мостоотряд 19», тоже способные осваивать многомиллиардные дорожные контракты.
Эксперты называют две основные причины неожиданного и одинокого «взлёта» вологодской компании.
Первая связана с общеэкономическим кризисом, который привёл и к серьёзному падению дорожно-строительного рынка. Из-за сокращения объемов госзаказа свернули деятельность или обанкротились десятки петербургских компаний, в их числе такие гиганты, как тот же «Мостоотряд 19», портфель госзаказов которого в лучшие годы достигал 34,4 млрд рублей.
Так что успехи ВАД во многом объясняются проблемами конкурентов, которых становится всё меньше — в 2017 году, по подсчетам Рейтингового агентства строительных компаний (РАСК), число строительных компаний в Петербурге и Ленобласти сократилось с 14 тыс. до 11,9 тыс.
Но, как объясняют участники рынка, дело не только в этом. Ещё одна причина того, почему на конкурсы с участием ВАД не подают заявки компании с дефицитом заказов, заключается в их неспособности быстро развернуть работы в отдаленных районах.
Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность, что оно получит контракт, так как оно имеет больше оборотных средств, располагает собственными мощностями по производству стройматериалов, отмечают участники рынка. Мелкие и даже средние подрядные фирмы сегодня не выдерживают конкуренции, делает вывод издание.