Глава УФАС: «Правительство области может наладить диалог с «Лукойлом»
Главным, для чего Мерзлякова собрала сегодня вологодских журналистов, было желание донести до общественности региона два основных тезиса.
Первый, как сформулировала руководитель антимонопольного ведомства, связан с тем, что, по её мнению, ожидания общественности от расследования в отношении ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» завышены. Одному УФАС проблему не решить — она требует комплексного подхода, а не только накладывания штрафов, которые заведомо не приведут к снижению цен.
Тезис второй: решение проблемы монополии «Лукойла» — в руках руководства Вологодской области. В своём прежнем составе оно, руководство, эту проблему породило, заключив с нефтяной компанией эксклюзивное соглашение (которое, кстати, действует до сих пор), в новом составе губернатор и правительство региона вполне способны проблему решить:
«Ценовая политика «Лукойла» складывается в Нижнем Новгороде, там формируется тарифное регулирование. Это уровень достаточно высоких диалогов. Правительство области может наладить конструктивный диалог с «Лукойлом». В полномочия ФАС данный формат отношений не входит», — цитирует Мерзлякову ИМА «Череповец».
Кроме того, по мнению главы антимонопольного ведомства, настоящий выход из сложившейся ситуации можно найти только на пути развития конкуренции. Речь идёт о привлечении инвесторов для строительства новых АЗС. Впрочем, есть сомнения в большом желании игроков рынка бороться с «Лукойлом» за сравнительно небольшой рынок Вологодчины.
А вот идея строительства нефтеперерабатывающего завода в Вологодской области, о которой тоже упомянула Наталия Мерзлякова, выглядит реалистичней. Хотя, опять же, нужно учитывать потенциал сбыта, имея в виду, что в соседней Ярославской области уже работают аж четыре НПЗ. У нас — ни одного.
Что касается претензий ряда областных политиков по поводу затянувшегося расследования в отношении цен на топливо ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», то Мерзлякова заявила о существовании определённого регламента для подобных дел, рассчитанного на срок до девяти месяцев, и глава УФАС не видит «смысла ускорять этот процесс».
Правда, она позволила себе заявить, что ведомство «усматривает» признаки монопольно высокой цены у «Лукойла». Поводом для такого вывода может быть несоразмерность соотношения прибыли и затрат, которая должна быть ещё подтверждена экономическим анализом.
Каким бы ни был результат такого длительного разбирательства, подчеркнула Мерзлякова, полномочия её управления не позволяют ему «влиять на ценовую политику какого-либо хозяйствующего субъекта».
Но в самом конце встречи с журналистами начальник УФАС пообещала им, что ведомство сделает все возможное, чтобы доказать «экономическую несостоятельность» ценовой политики «Лукойла».
Тем временем, как свидетельствуют данные Росстата, за январь — апрель цены на бензин на российских АЗС выросли на 2,6%. Это почти в два раза выше темпов инфляции по стране, которая за те же четыре месяца составила 1,3%.
Как отмечают эксперты рынка топлива, быстрое подорожание бензина связано, во-первых, с тем, что цены в рознице отыгрывают рост предыдущего периода на оптовом рынке, во-вторых, сказывается сокращение предложения топлива из-за планового ремонта ряда НПЗ.
Возможно, наблюдаемый рост бензиновых цен — ещё далеко не предел. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов в декабре прошлого года прогнозировал рост стоимости бензина на 8–12% в 2017 г., в том числе из-за роста акцизов. Компания даже думала продать часть АЗС в России из-за падения маржи, но потом отказалась от этих планов.
Однако у ФАС пока не вызывает серьезного беспокойства текущий рост цен, но ряд проверок на рынке служба уже проводит, заявил в комментарии «Ведомостям» начальник управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин.