Вологодская фанера для аудиосистем Marshall и автомобилей Mercedes-Benz
Из информации, предоставленной компанией РБК Вологодской области, следует, что рост экспортных поставок в первые три месяца 2017 года составил 8%, а доля продукции предприятия, предназначенная на экспорт, увеличилась до 85%.
По словам руководителя комбината Алексея Степанова, такой результат стал возможен благодаря внимательной работе компании с существующими клиентами и постоянному поиску новых рынков, на которых предприятие готово предлагать новые продукты.
К примеру, так произошло с клиентами из Индии, которым «СВЕЗА Новатор» предложил фанеру высочайшего сорта — привычный для европейского рынка продукт для Индии стал абсолютно уникальным предложением.
Кстати, премиальная фанера от СВЕЗы теперь широко востребована в потребительском премиум-сегменте: при изготовлении акустических систем Marshall и коммерческого транспорта Schmitz Cargobull, Volkswagen, Mercedes-Benz, в малоэтажном строительстве стран Бенилюкса*.
В целом же в сравнении с январем-мартом 2016 г. у комбината из Великого Устюга в 4 раза выросли поставки в Азербайджан, втрое увеличился экспорт в Великобританию, Норвегию и Данию, в 2,5 раза в Польшу, вдвое в Канаду и Нидерланды и в 1,5 раза в Китай, который сам является крупнейшим в мире производителем фанеры.
Результаты выглядят особенно впечатляюще на фоне общего кризиса, который сейчас переживает отечественная деревообработка.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий отрасли в Вологодской области, по данным Вологдастата, в январе-феврале 2017 года составил 43,7 млн руб. — это всего лишь 11% от того, что вологодские деревопереработчики заработали за аналогичный период прошлого года.
Гендиректор Череповецкого фанерно-мебельного комбината Евгений Коротков считает, что положительный эффект от серьёзной девальвации рубля в 2014 году, который должны были бы получить экспортёры, продержался всего 1-2 месяца и был «съеден» ростом цен.
В том, что это была «недолгая игра» и только для стабильного внешнего рынка, с Коротковым согласен и ещё один топ-менеджер СВЕЗы — Илья Радченко. Он тоже считает, что в долгосрочной перспективе все пессимистично: падают рынки и растут затраты.
Эксперты РБК сходятся на том, что у фанерного рынка в России две проблемы. Одна из них в том, что мало крупных компаний, которые модернизируют производство, чтобы конкуренция перешла из ценового уровня на инновационный. Вторая проблема — сырьевая. Она связана с тем, что на внутреннем рынке нет потребления в нужном объеме, не развиты такие отрасли, как, например, целлюлозно-бумажная — основной потребитель низкосортной древесины.
Сегодня в отрасли скорее идёт борьба за выживание, в которой победит тот, кто готов вкладываться «в долгую», модернизируя мощности и осваивая новые рынки, как те же «СВЕЗА Новатор», уже запланировавший 177 млн руб. на инвестпрограмму 2017 года, и ЧФМК, начинающий строительство нового завода под Череповцом.
*В страны Бенилюкса входят три европейские державы — Бельгия, Нидерланды, Люксембург.