Лоукостер убьёт региональную авиацию?
Накануне в ходе «Прямой линии с Губернатором Вологодской области» Олег Кувшинников в ответ на вопрос, можно ли что-то сделать с высокой стоимостью авиабилетов для жителей региона, в качестве одной из мер предложил обсудить идею привлечения в регион авиакомпании-лоукостера*.
Самолёты большие и маленькие
Сегодня главными игроками на рынке авиаперевозок являются государственное Вологодское авиапредприятие и дочернее авиапредприятие одноимённого горно-металлургического холдинга — «Северсталь». Первая компания осуществляет рейсы только в Москву и Санкт-Петербург на устаревших советских самолётах. Вторая обновила свой авиапарк летательными аппаратами зарубежного производства и осуществляет регулярные авиарейсы в обе столицы, а, кроме того, на курорты российских Крыма и Кавказа, в Калининград и за рубеж: в Финляндию, Болгарию и Грузию.
Справедливости ради, надо отметить, что Олег Кувшинников признал: авиаперевозчики «Северстали» делают всё возможное, чтобы сделать авиасообщение доступнее для вологжан — за счёт планирования рейсов и гибкой системы скидок.
По словам губернатора, проблема «Северстали» в том, что у неё в парке самолёты с ограниченной вместимостью (до 50 пассажиров), что делает рейсы более затратными. Сейчас авиакомпания рассматривает вариант приобретения более вместительных (до 100 мест) судов, что сделает рейсы более рентабельными.
Вместе с тем, губернатор не исключил возможности приглашения в регион бюджетной авиакомпании, например, дочерней компании «Аэрофлота» лоукостера «Победа» для того, чтобы решить проблему стоимости авиабилетов радикально.
РБК Вологодская область попросил прокомментировать сюжет с авиаперевозками из «Прямой линии» директора по организации перевозок Эдуарда Соловьёва.
По его словам, авиакомпания действительно рассматривает возможность приобретения более вместительных воздушных судов. Но не столько для того, чтобы снизить цены на билеты, сколько с целью удовлетворения высокого спроса на ряде направлений в высокий туристический сезон.
«Речь идёт прежде всего о южном направлении (Сочи, Крым), — заметил Соловьёв. — Кроме того, после нормализации отношений с Турцией, у нас есть желание организовать потенциально интересные нашим пассажирам рейсы в этом направлении».
Как отметил собеседник РБК, большие самолёты могут несколько улучшить экономику авиаперевозок, но не так значительно, как, «возможно кто-то думает»:
«Большой самолёт берёт больше пассажиров, но его полёт и обходится дороже», — говорит директор по организации перевозок авиа-«Северстали».
Впрочем, по его словам, свободная провозная ёмкость даст возможность для использования дополнительной коммерческой загрузки и более свободной «игры тарифами».
Бензин против НДС
На самом деле помимо собственных и региональных особенностей на бизнес череповецких авиаторов оказывают влияние общероссийские авиационные тенденции. Одна из самых злободневных — рост стоимости авиатоплива.
Так в конце ноября Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа констатировала: с начала июня индекс цен на керосин в аэропортах Московского авиационного узла вырос на 23% до 43 011 руб. за тонну. В прошлом году с июля (начало расчета индекса) по конец ноября индекс вырос только на 7%. По данным Росавиации, с июня по октябрь (данных за ноябрь пока нет) в среднем по России керосин подорожал на 6% до 45 648 руб. за тонну. При этом в московских аэропортах (в которые «Северсталь» осуществляет наибольшее количество рейсов) рост составил до 15%.
По мнению экспертов, крупные авиакомпании, прежде всего «Аэрофлот» и S7, могут иметь прямые долгосрочные контракты с нефтяными компаниями, что позволяет им экономить и снижать негативный эффект от удорожания топлива. У небольших региональных перевозчиков такой возможности, как правило, нет.
Источник в группе «Аэрофлот» в комментарии «Ведомостям» в этой связи отметил, что в первом полугодии компания потратила 56 млрд руб. на топливо, это 25,6% операционных расходов группы. Год к году расходы на топливо выросли на 25%, все расходы — на 13,5%. Топливо составляет примерно 25% от расходов авиакомпаний, соответственно, при подорожании авиакеросина на 15–20% расходы перевозчиков вырастут на 4–5%, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Пантелеев. В условиях низкого платежеспособного спроса на билеты повышать цены для компенсации затрат авиакомпаниям сложно.
Такой рост затрат в значительной степени нивелирует эффект других мер, предпринимаемых российским правительством для сокращения стоимости авиаперевозок. Таких, к примеру, как льготная ставка НДС в 10% на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров (а для полётов в Крым она нулевая), действие которой недавно было продлено до 1 января 2021 года.
Нужна ли Вологде «Победа»?
Что касается появления в Вологодской области федерального лоукостера, то, по мнению Соловьёва. Это будет означать «конец региональной авиации».
Результатом подобной гипотетической экспансии станет деградация аэропортового хозяйства, в которое сейчас та же «Северсталь» вкладывает серьёзные средства, — лоукостер в него инвестировать однозначно не будет. Вторым следствием прихода условной «Победы», считает эксперт РБК, станет ликвидация практически всех нынешних рейсов, которые совершает авиапредприятие «Северсталь», кроме полётов в Москву и Санкт-Петербург.
«Как минимум лоукостер не будет летать в Великий Устюг, — говорит Соловьёв. — Думаю, и все остальные направления он замкнёт на свой московский хаб».
На практике это будет означать, что среднестатистический вологжанин получит возможность долететь до Москвы/Питера по стоимости плацкартного железнодорожного билета. А дальше ему нужно будет самому решать проблемы стыковки рейсов, пересадок и цен на билеты. Причём, без твёрдой гарантии, что удастся вообще долететь до пункта назначения.
Является ли это решением проблемы «доступности авиаперевозок»? Вопрос, как верно отметил накануне губернатор, остаётся открытым.
* Бюджетная авиакомпания (другие названия — лоукостер, дискаунтер) (англ. low-cost carrier, low-cost airline, также англ. no-frills carrier, discount carrier, budget carrier) — авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.