Бензин в Вологодской области дешевле не будет
Такой вывод следует из ответа, который дал Олег Кувшинников на вопрос во время своей «Прямой линии».
Для начала губернатор признал, что бензин на Вологодчине существенно дороже («на 3-4 рубля»), чем в соседних регионах. А потом назвал основные причины такого печального положения автомобилистов области.
РБК Вологодская область о них уже писал. Это, во-первых, отсутствие собственных нефтеперерабатывающих заводов. Хотя Ярославский НПЗ находится сравнительно недалеко, губернатор ещё раз повторил информацию о том, что поставщики топлива на АЗС Вологодской области ссылаются на высокие затраты из-за большого транспортного «плеча» — бензин и соляру везут с юга, откуда угодно, но не из соседнего Ярославля.
Это объясняется уже второй причиной, которую Кувшинников считает главной — доминирующее положение на рынке (65%) Вологодчины компании «Лукойл». Губернатор даже сослался на последнее решение Вологодского УФАС России признавшего ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в соответствующих географических границах на территории Вологодской области.
Как говорится в документах антимонопольного ведомства, «нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в периоды с ноября 2015 года по февраль 2016 года, октябрь 2016 года и на автомобильный бензин марки АИ-95 в период с октября 2015 года по январь 2016 года».
Подводя итоги «бензинового дела» на публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики за 4 квартал 2017 года, руководитель УФАС Наталия Мерзлякова предложила включить рынок нефтепродуктов в список приоритетных рынков Вологодской области, поскольку вопрос развития конкуренции в данной сфере является «принципиальным в настоящих условиях».
Последнее, что сказал Олег Кувшинников:
«Правительство области предпринимает усилия, чтобы привлечь в регион другие компании-продавцов бензина».
Всё это вместе взятое позволяет предположить, что как минимум дешевле бензин в Вологодской области не станет.
Этому будет способствовать сохранение доминирующего положения на рынке «Лукойла» — уже одно это позволит ему влиять на среднюю цену бензина, даже не прибегая к установлению «монопольно высоких цен». Появление заправок компаний-конкурентов происходит слишком медленно, чтобы изменить положение дел. Демпинговать «Лукойл» никто не будет — в условиях низкорентабельного российского рынка это может оказаться смертельно для бизнеса».
А вот рост бензиновых цен вполне возможен. Особенно в следующем году, особенно после президентских выборов.
Об этом говорят и федеральные эксперты. В России она складывается из оптовой цены, налогов (акцизы и НДС) и экономики розницы (операционные затраты и маржа АЗС) — 52, 35 и 13 процентов соответственно, говорит в комментарии «РГ» старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. Оптовая цена привязана к европейскому рынку из-за наличия экспортной альтернативы. В начале ноября цена бензина в опте достигла исторического максимума, следом вместо снижения цен на АЗС литр застыл в ожидании поводов к росту. Удорожание в опте подстегивает восстановление котировок нефти на мировых рынках, поясняли ранее в ФАС.
Сглаживающий эффект на стоимость нефтепродуктов в России оказывают изменения таможенных пошлин в зависимости от цен на нефть и курса рубля, говорит Былкин.