Бензин в Вологодской области дешевле не будет
![Фото: okuvshinnikov.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/89/755132618368895.jpg)
Такой вывод следует из ответа, который дал Олег Кувшинников на вопрос во время своей «Прямой линии».
Для начала губернатор признал, что бензин на Вологодчине существенно дороже («на 3-4 рубля»), чем в соседних регионах. А потом назвал основные причины такого печального положения автомобилистов области.
РБК Вологодская область о них уже писал. Это, во-первых, отсутствие собственных нефтеперерабатывающих заводов. Хотя Ярославский НПЗ находится сравнительно недалеко, губернатор ещё раз повторил информацию о том, что поставщики топлива на АЗС Вологодской области ссылаются на высокие затраты из-за большого транспортного «плеча» — бензин и соляру везут с юга, откуда угодно, но не из соседнего Ярославля.
Это объясняется уже второй причиной, которую Кувшинников считает главной — доминирующее положение на рынке (65%) Вологодчины компании «Лукойл». Губернатор даже сослался на последнее решение Вологодского УФАС России признавшего ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в соответствующих географических границах на территории Вологодской области.
Как говорится в документах антимонопольного ведомства, «нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в периоды с ноября 2015 года по февраль 2016 года, октябрь 2016 года и на автомобильный бензин марки АИ-95 в период с октября 2015 года по январь 2016 года».
Подводя итоги «бензинового дела» на публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики за 4 квартал 2017 года, руководитель УФАС Наталия Мерзлякова предложила включить рынок нефтепродуктов в список приоритетных рынков Вологодской области, поскольку вопрос развития конкуренции в данной сфере является «принципиальным в настоящих условиях».
Последнее, что сказал Олег Кувшинников:
«Правительство области предпринимает усилия, чтобы привлечь в регион другие компании-продавцов бензина».
Всё это вместе взятое позволяет предположить, что как минимум дешевле бензин в Вологодской области не станет.
Этому будет способствовать сохранение доминирующего положения на рынке «Лукойла» — уже одно это позволит ему влиять на среднюю цену бензина, даже не прибегая к установлению «монопольно высоких цен». Появление заправок компаний-конкурентов происходит слишком медленно, чтобы изменить положение дел. Демпинговать «Лукойл» никто не будет — в условиях низкорентабельного российского рынка это может оказаться смертельно для бизнеса».
А вот рост бензиновых цен вполне возможен. Особенно в следующем году, особенно после президентских выборов.
Об этом говорят и федеральные эксперты. В России она складывается из оптовой цены, налогов (акцизы и НДС) и экономики розницы (операционные затраты и маржа АЗС) — 52, 35 и 13 процентов соответственно, говорит в комментарии «РГ» старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. Оптовая цена привязана к европейскому рынку из-за наличия экспортной альтернативы. В начале ноября цена бензина в опте достигла исторического максимума, следом вместо снижения цен на АЗС литр застыл в ожидании поводов к росту. Удорожание в опте подстегивает восстановление котировок нефти на мировых рынках, поясняли ранее в ФАС.
Сглаживающий эффект на стоимость нефтепродуктов в России оказывают изменения таможенных пошлин в зависимости от цен на нефть и курса рубля, говорит Былкин.