Вологодскому кружеву необходима господдержка
Вологодское кружевоплетение издревле считалось домашним ремеслом и только в начале 19 веке в окрестностях Вологды появилась первая кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных женщин-кружевниц. Вскоре на вологодской земле появились и другие подобные предприятия. Кустарное ремесло быстро превратилось в промысел.
Особенно активно кружевоплетение стало развиваться на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов, в каждом из которых сложились местные особенности узоров и приемов плетения. Перед началом Первой Мировой войны в отрасли было занято более сорока тысяч человек, а о вологодских кружевах узнали в Европе. Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление на узор и фон.
Современное вологодское кружево славится разнообразием орнамента, монументальностью форм и преобладанием цветочных мотивов. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. А в 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева, интерес к которому растёт с каждым годом. Искусные мастерицы создали уникальный и почитаемый во всём мире стиль, благодаря которому вологодское кружево стало уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры, бесценным брендом не только Вологодского края, но и всей страны.
Заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев на пресс-конференции озвучил идею главы региона Кувшинникова об установлении Дня вологодского кружева и предложил жителям Вологодчины самим определить наиболее подходящую дату для праздника. Это может быть, например, 24 июня — день, когда в 2011 году на Кремлевской площади Вологды состоялось самое массовое кружевоплетение; 14 мая — день рождения легендарной кружевницы Анфии Брянцевой; 3 ноября — день открытия Музея кружева в Вологде и т.д. Кроме того, областное правительство планирует подать заявку на проведение в регионе мирового конгресса кружевниц.
За годы своего существования кружевоплетение испытало взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы, но не утратило своей актуальности и значимости для культуры нашей страны, хотя перестройка и нанесла традиционному вологодскому промыслу гораздо больший ущерб, чем даже революция 1917 года. В этот сложный период фабрика «Снежинка» потеряла почти 85 процентов работников. Однако предприятию, несмотря ни на что, удалось сохранить производство, на котором трудится около 100 человек. Фирма «Снежинка» выполняет все государственные заказы. В частности, мастера предприятия создавали льняные скатерти с кружевными вставками для приемов в Кремле, а также в подарок супруге американского президента Мишель Обаме. Охотно используют вологодское кружево в своих изделиях и российские дизайнеры, такие как Валентин Юдашкин и Ульяна Сергеенко. В платьях бренда Ulyana Sergeenko Couture из елецкого и вологодского кружева появлялись певица Бейонсе, супермодель Наталья Водянова, актрисы Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Эмилия Кларк.
В настоящее время на фабрике делают кружево ручное и машинное. Изначально все кружева изготавливали ручным способом, но так как труд являлся очень трудоёмким, то его производительность была крайне низкой. Изобретение первого станка позволило значительно ускорить процесс кружевоплетения.
Современное оборудование хотя и дорогое, но достаточно быстро себя окупает. Его стоимость начинается от 10 тысяч долларов, а станки, способные делать самые сложные узоры, стоят от 30 до 400 тысяч долларов. За смену на таком оборудовании можно изготовить 1 километр различных кружев, которые разделяются на 4 подвида: вязаные, басонные, вышитые, тканые. По словам известного модельера и историка моды Александра Васильева, сегодня на кружевном рынке в основном преобладает машинный гипюр, произведенный в Китае, а уникальные образцы ручной работы необходимо поддерживать на государственном уровне, чтобы этот промысел не умер.
В подтверждение слов модельера необходимо заметить, что сегодня большая часть кружевного ассортимента, представленного на рынке, является продуктом китайского или европейского происхождения. Продукция мастеров из Европы традиционно достаточно дорога. Более доступны по цене китайские кружева.
Известный дизайнер и эксперт в данной области Ольга Томпсон считает, что отечественное кружево хорошо подойдет и для моды 21 века. Единственный нюанс заключается в том, что материал достаточно дорогой и трудоемкий. Но при этом он гарантирует эксклюзивность вещи. Поэтому многие модельеры успешно используют кружево, например японские неоромантики, дом Comme Des Garcons, американская компания Rodarte и другие. Такого же мнения придерживается и известный знаток современной моды Ульяна Сергеенко. По её словам, на создание одного платья порой уходит до трех месяцев, что делает такую работу поистине ювелирной и не оставляет никого равнодушным, особенно зарубежных гостей.