Реорганизация проекта «Родина Деда Мороза» началась с нарушения закона

В сообщении УФАС отмечается, что нарушение проявилось в передаче без проведения конкурсных процедур имущества, изъятого у бюджетного учреждения АУК ВО «Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза», обществу с ограниченной ответственностью «Дед Мороз-Сервис».
В действиях департамента антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения пунктов 6, 7 и 8 части 1 статьи 15, статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В выданном департаменту предупреждении вологодское УФАС требует в срок до 1 октября 2019 года отменить распоряжение о передаче имущества ООО (распоряжение от 07.05.2019 № 1086-р «Об имущественной поддержке»), возвратить его казённому учреждению и организовать проведение конкурса или аукциона на право заключения договора аренды.
Решение УФАС, как и действия департамента являются продолжением скандальной ситуации с перезапуском областного туристического проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза», начатого ещё в 2018 году с ликвидации упомянутого Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза».
Соответствующее постановление о присоединении его к АО «Дед Мороз» в срок до 31 декабря 2018 года было опубликовано на сайте правительства Вологодской области в сентябре. Но широкую огласку получило в начале этого года, когда в соцсетях появились копии открытого письма губернатору Олегу Кувшинникову Веры Воробьевой, бывшего директора учреждения культуры «Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза».
За короткий срок Воробьёва была уволена из бюджетного учреждения дважды: «в связи с утратой доверия». Затем женщину восстановили по решению суда, после чего снова уволили — уже в связи с ликвидацией учреждения и передачей всех его функций Акционерному обществу «Дед Мороз».
В чрезвычайно эмоциональном и обширном (на пяти страницах) послании бывший директор рассказывает о 16-летней (из 20 лет существования проекта, запущенного ещё губернатором Вячеславом Позгалёвым) истории «Родины Деда Мороза», в которой, «дом» зимнего волшебника играл ключевую роль. И, если верить автору, во-первых, всегда имел одобрительную поддержку главы региона. А, во-вторых, организация на протяжении трех лет показывала рост собственных доходов, росла и сумма налогов, перечисляемая в разные уровни бюджета.
«На 1 января 2018 года стоимость имущества составляла 96 449 057 рублей, особо ценного движимого имущества — 32 944 052 рубля. Средняя заработная плата работников, а их 77 человек, около 28 тысяч рублей», - говорится в письме.
Автор письма признаётся, что для неё стало неожиданностью и постановление губернатора, ликвидирующее АУК, и «дорожная карта» по передаче его функционала в АО, которое Воробьёва называет «личным предприятием» депутата областного Заксобрания Татьяны Муромцевой.
Г-же Воробьёвой на её письмо губернатору ответил его заместитель Олег Васильев, объяснивший, что ликвидация учреждения культуры вызвана необходимостью «совершенствования и реструктуризации» системы управления проектом «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», а трудоустройство уволенных сотрудников — забота их самих и руководства АО «Дед Мороз».
А затем пресс-служба правительства области в специальном релизе назвала ликвидацию культурно-просветительского центра «Дом Деда Мороза» «реорганизацией» для совершенствования и реструктуризации системы управления проектом «Великий Устюг — родина Деда Мороза» путем увеличения уставного капитала акционерного общества «Дед Мороз».
Учредителями АО до последнего времени, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются Великоустюгский районный и Вологодский областной комитеты по управлению имуществом и одна непрофильная частная компания — АО «Новаторский леспромхоз».
После ликвидации имущество АУК ВО «Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза» было передано в департамент имущественных отношений Вологодской области, который в мае этого года передал его по договору на 11 месяцев в аренду ООО «Дед Мороз-Сервис». Стоимость аренды указана в размере 829 764 рубля. В аренду передается имущество вотчины, включая терем Деда Мороза стоимостью более 23 миллионов рублей.
Как заявил начальник департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский в комментарии газете «Премьер», закон не разрешает областной власти напрямую передать имущество в АО, для этого потребовалось «промежуточное звено» в виде ООО.
Но, как выясняется, следуя букве одного закона, департамент нарушил букву другого. По мнению источников РБК, дело в фигуре руководителя ООО «Дед Мороз-Сервис» депутата Татьяны Муромцевой. Очевидно, чтобы переход имущества из рук в руки требовалась именно такая, облечённая доверием руководства области фигура.
Правда, побочным следствием многоходовой комбинации стало появление в регионе частного туроператора – фактического монополиста в работе с вотчиной Деда Мороза, да ещё и получившего в своё распоряжение всё имущество этого объекта.
Реакцией участников рынка и стало обращение с жалобой в УФАС, результатом которого явилось предупреждение антимонопольного ведомства, направленное в областной департамент 15 августа.