Вологодские рестораторы заявили об угрозе краха всего общепита региона
Об этом рассказали РБК Вологда владельцы ресторанов Вологды и Череповца. После ввода последних ограничений с 1 ноября (вход только по QR-кодам и паспорту) заведения общепита получили наполняемость не более трети, а выручка снизилась на 60-70%. Максимальное падение наблюдается в выходные дни. Причем рестораны в Вологде страдают больше, чем в Череповце.
«У меня все рестораны каждый день сдают отчеты, чтобы видеть, какой «минус» они генерируют. «Плюса» нет вообще. В первую неделю ноября были «минусы» по 40000 рублей у каждого заведения. Сейчас они стали меньше выводить на работу людей, меньше загружать кухню. Но если мы еще две недели поработаем в таком режиме, то уйдут повара. Им тоже нужна полная загрузка», - говорит владелец ресторана «Инжир» и компании «Морсен» Олег Баринский.
По словам Олега Баринского, угроза оттока кадров вполне реальная: в его заведениях персонал начал писать заявления об уходе. Первую волну и уход сотрудников рестораторы пережили тяжело – людей пришлось набирать заново, что было крайне непросто. Что будет сейчас, трудно даже предсказать. При этом никто не отменял расходы на содержание заведений. Сложнее всего тем, кто снимает помещения, а не владеет ими.
«Арендодателям уже письма отправили: или будем просить отсрочки платежей, или еще что-то. Выручки хорошо, если хватит на выплату зарплаты. Мы можем начать задерживать зарплату, это уголовно наказуемо», - говорит Олег Баринский.
Тем, у кого помещения в собственности, несколько легче, но и у них расходы на содержание этих объектов остаются. Рестораторы берут кредиты – по программе ФОТ 3.0 (кредитование под 3% при условии сохранения персонала), но ими просто гасят прежние, полученные по программе «2.0».
«Мы можем продержаться, может быть, еще месяц. Потом начнется банкротство. Деньги-то откуда брать? Обороты упали. Зарплату заплати, у меня вся выручка уходит на нее. И государственная финансовая поддержка тоже уходит в зарплату. Поставщикам мы написали письма, что просим заморозить долг, и будем брать понемногу и выплачивать. Они все отказываются – или плати, или продукцию поставлять не будем. То же самое с арендодателями – кто-то соглашается скинуть цену, кто-то нет», - говорит владелец ресторанов «Бонжорно», «Роза Бьянка» и ночного клуба «Платина» Николай Похабин.
«Отношения арендодателей и арендаторов сложные. У владельцев зданий, связавшихся с общепитом, есть усталость. Это же высокорисковый бизнес. Рестораны [в таких ситуациях] закрывают первыми и открывают последними. А мы в этой ситуации уже полтора года. А сейчас она еще сложнее. Потому что когда локдаун общий, все друг с другом договариваются. Сейчас с рестораном надо договариваться, он не готов платить, а магазины готовы», - сказал руководитель череповецкого отделения «ОПОРЫ России» Игорь Истомин.
«Большинство предпринимателей в ресторанном бизнесе закредитовано, причём чаще всего кредиты берут на себя как на физлицо, так как на юрлицо никто не даёт, и это не считая кредитов по программе ФОТ 3.0. Государственная поддержка есть, и это МРОТ на каждого сотрудника, но этих денег очень мало и не хватит, чтобы рассчитаться по растущим как снежный ком день ото дня долгам», - говорит руководитель отделения «Деловой России» в Череповце Дмитрий Монахов.
В ресторанах подавляющее большинство сотрудников привито, но это для них утешение слабое. Рестораторы намерены просить региональную власть если не отменить QR-коды для общепита, то хотя бы снять запрет на посещение ресторанов ночью: какая разница, когда приходит клиент, если он привит и имеет QR-код? Или же ввести полный локдаун с соответствующими мерами поддержки. Решение о снятие ограничений работы по времени в компетенции регионов, тем более что для них это фактически рекомендация из центра, а не обязательная мера. К слову, на сегодня введенные ограничения уже отменили Новосибирская, Владимирская, Воронежская и Омская области.