Череповецкие предприниматели начали учиться экспорту
В Агентстве, призванном поддерживать в городе предпринимательскую инициативу, посчитали, что пришла пора местным малым и средним компаниям задуматься о выходе на внешние рынки.
Как показала первая встреча, интерес к тому, чтобы начать работу на экспорт, у малого бизнеса есть. Причем, не только череповецкого — среди почти сорока десятков участников первого семинара оказались и представители соседней Шексны.
Что касается отраслевой принадлежности, то наибольшим было представительство компаний, связанных с деревопереработкой, металлообработкой, домостроением, транспортной логистикой. Хотя среди участников были замечены IT-компании и даже представители сферы образования — Череповецкого госуниверситета.
Один из участников семинара — представитель латвийской компании «ТрансЛатСистем» Владимир Крайнов в своё время сам активно занимался продажей череповецкого металла на экспорт в качестве заместителя директора «Северстали» по сбыту. Сегодня Владимир занят поиском вологодских производителей, способных предложить свой продукт мировому рынку.
Ему, человеку с «объемным» видением проблемы, нынешний живой интерес местных предпринимателей к возможностям, представляемым внешнеэкономической деятельностью, кажется не только естественным и своевременным:
«Сегодня российские производители сталкиваются с неопределённостями, которые создаются нестабильностью внутреннего рынка в части платёжеспособного спроса и инвестиционных возможностей.
Грамотный и постепенный выход на внешние рынки дает возможность, во-первых, стабилизировать финансовое положение в компании — рублевые колебания значительно выше, чем колебания основных мировых валют. Одновременно увеличивается и выручка компании.
Если, конечно, в ее деятельности есть экономический смысл. Конечно, это очень серьезный шаг, который даёт практически неограниченный рынок по сравнению с рынком РФ».
Ещё одним, пожалуй, фундаментально важнейшим преимуществом, которое даёт участие в работе на экспорт, является развитие самой компании-экспортёра. По мнению Владимира Крайнова, для успешной работы на внешних рынках нужно серьёзно заняться развитием, как минимум, двух компетенций: организационно-функциональной и технологической. Зато взамен вместе с в буквальном смысле бесконечным рынком компания получает ещё и доступ к западным технологиям высокого уровня.
С Крайновым согласен и спикер школы начинающего экспортера Григорий Дементьев:
«Недостаточно только производить качественный продукт, вопросы экспорта продукции сопряжены с такими важными моментами, как развитие деловой коммуникации, выстраивание правильных отношений с иностранными контрагентами, понимание современной бизнес-культуры».
Запущенная АГР «Школа начинающего экспортёра» как раз и призвана облегчить предпринимателям из провинции первые шаги на внешние рынки, дать минимальный багаж знаний и практических навыков для успешного начала экспортной деятельности.
Кстати, что можно экспортировать из Вологодской области, кроме традиционных статей экспорта: леса, металла и минеральных удобрений?
По мнению Владимира Крайнова, это могут быть продукты дальнейшего передела «базовых» вологодских продуктов: например, металлическая мебель или заготовки для деревянного домостроения. Или такой низкомаржинальный, но вполне пригодный для экспорта продукт, как топливные гранулы…
«Надо только помнить: чем выше передел, чем больше возникает технологических операций, тем с меньшим количеством технических ограничений (квот, нет дополнительных пошлин и т.д.) в Европе будет сталкиваться экспортёр», — говорит собеседник РБК.
А по мнению директора АГР Оксаны Андреевой, дополнительной поддержкой местным экспортёрам должен стать новый статус Череповца, как территории опережающего развития — ТОСЭР — благодаря чему город «становится сильной площадкой для развития разных форм производства».