Валентину Артамонову беспокоит динамика поступлений транспортного налога
Своё заявление Валентина Артамонова сделала, комментируя рекордное в этом году исполнение областного бюджета, составившее за первое полугодие 53%. Выше норматива собирается налог на прибыль — уже поступило 76% от запланированного. Большую прибавку дают акцизы на нефтепродукты и алкоголь.
Нынешний бюджетный профицит в 3,5 млрд рублей мог быть ещё выше, если бы не скромные поступления по транспортному налогу и по НДФЛ, которые беспокоят главного финансиста области. По последнему налогу — всего получено10% от плана.
Впрочем, некоторые независимые комментаторы указывают в качестве причины слабого сбора транспортного налога на Вологодчине слишком высокие налоговые ставки.
В 2010 году были утверждены базовые ставки транспортного налога в размере 2,5 руб. за лошадиную силу для автомобилей с двигателем меньше 100 л.с., 15 руб. за двигатели более 250 л.с. Закон предоставил региональным властям увеличивать эту ставку, но не более чем в 10 раз.
Власти Вологодской области воспользовались этим правом в полной мере, в результате транспортный налог на Вологодчине составляет (в рублях за лошадиную силу): 25 — до 100 «лошадей», 35 — от 100 до 150 л.с., 50 — за 150-200 л.с., 75 — за 200-250 л.с., и 150 рублей для моторов свыше 250 л.с. Первое место в рейтинге наша область делит с Башкирией и Воронежской областью, где также установлены максимальные предусмотренные законодательством ставки. А, например, в Оренбургской области автомобили с двигателем мощностью менее 100 лошадиных сил не облагаются транспортным налогом вообще.
Валентина Артамонова рассказала журналистам о том, что областной департамент совместно с Минфином проводит сейчас мониторинг эффективности существующих налоговых льгот. В том числе и по транспортному налогу:
«Общая сумма льгот внушительная — за год это более 200 млн руб. Мы не ставим вопрос об отмене льгот. Но нужно рассмотреть введение дополнительных условий их предоставления. Нужна большая адресность с точки зрения доходов получателей, марок автомобилей (для транспортного налога) и т.д.», — сказала начальник департамента.
Призвала Артамонова не обольщаться впечатляющими цифрами нынешнего бюджетного профицита — он существенно снизится в последнем квартале года, на который придутся основные платежи областного бюджета по его финансовым обязательствам. Прежде всего это гашение процентов по кредитам федеральному бюджету и коммерческим банкам.
Участник встречи поинтересовались у начальника департамента: нет ли у неё планов в случае появления сверхплановых доходов направить их на погашение госдолга, чтобы сэкономить деньги на его обслуживании (в том числе, по коммерческим кредитам)?
«Задачу погашения долга мы ставим в рамках соглашения с Минфином. И будем четко выдерживать параметры этого соглашения. Не будем бежать вперёд», — ответила Валентина Артамонова.
По её словам, к 1 января 2018 года Вологодская область должна выйти на уровень госдолга в 63% от уровня налоговых и неналоговых доходов. На эти цели для сокращения госдолга из бюджета будет направлено 4 млрд руб. Что касается дополнительных доходов, которые могут появиться в области во втором полугодии, то эти деньги есть, куда потратить: существует много вопросов, которые необходимо решать в рамках существующего бюджета.
«Почему мы так трепетно выполняем соглашение с Минфином? Потому что за ним стоят огромные бюджетные кредиты. С 2014 по 2016 годы регион получил 20 млрд руб. В этом — ещё 6 млрд. Надеемся до конца года получить ещё. И бюджетные кредиты как раз и позволяют экономить на обслуживании долга. 0,1% годовых.
За 3 года сэкономили более 3 млрд руб. на процентах перед коммерческими банками. В этом году экономия может составить около 400 млн рублей», — рассказала Валентина Артамонова.
По словам Артамоновой, сегодня бюджетные кредиты составляют уже 62% годолга Вологодчины, в состав которого помимо бюджетных и коммерческих кредитов включены ещё и государственные гарантии и облигационный займ, который правительство области должно погасить до конца этого года.