Глава «Евразия Моторс»: авторынок региона продолжит расти минимум на 10%
Российский рынок легковых автомобилей продолжает свой затяжной рост, начавшийся в конце прошлого года. По последним данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 17,6% — до 152 425 шт. Это на 3% меньше мартовского результата. Зато за четыре месяца продажи выросли на 20,5% и превысили полмиллиона, достигнув 545 345 машин.
Председатель комитета производителей Йорг Шрайбер лаконично сформулировал причину не утихающего аппетита покупателей — он «поддерживается растущим выбором новых моделей, предложенных по привлекательным ценам».
А как на общероссийском фоне выглядит вологодский региональный авторынок? С этим вопросом РБК обратился к гендиректору одного из крупнейших продавцов региона — компании «Евразия Моторс» Сергею Бурцеву.
— У нас в среднем продажи растут на 14% в месяц. Уровень, сопоставимый с российским, но насколько этот показатель окажется долгосрочным — будет зависеть от политики производителей.
Сегодня выгодное время для клиентов, многие из них, начиная с этого года, очень активно покупают и меняют автомобили. Возможно, даже раньше, чем планировали это сделать.
Потому что, во-первых, обмен автомобиля стимулируют эффективные меры поддержки со стороны государства. Сегодня, например, официально завершена программа «Первый семейный автомобиль». Конечно, это стимул. И, во-вторых, сами производители очень весомо пока еще продолжают субсидировать покупку автомобиля. Хорошие программы, хорошие скидки…
— Например?
— Если мы говорим о Евразия Моторс, то, к примеру, у «Форда» и «Ниссана» сегодня есть выгодные программы скидок. Клиент, приобретающий по программе трейд-ин, например, «Ниссан Икстрейл» или «Форд Куга», может сэкономить не одну сотню тысяч рублей. Правда, неизвестно, на какое время производитель эту программу сохранит. Возможно, она закончится уже в следующем квартале. И у меня нет ответа на вопрос, какой будет рост спроса на автомобили в этой ситуации. Но сейчас есть хорошие реальные выгоды, и покупатели идут в салоны.
— Рост идёт равномерно по всем маркам и ценовым категориям или здесь есть особенности?
— Динамика роста продаж «Форда» существенно выше рынка. Темпы роста практически 50%. Этому есть «историческое» объяснение. Когда наступил кризис 2015 года, компания «Форд» в течение пары лет отказывалась от активной поддержки продаж своих автомобилей. Поддержка — это, прежде всего, когда покупателю предоставляются хорошие конкурентные цены. Сейчас, несмотря на то, что санкции не ослабевают, компания «Форд-Солерс» изменила свою политику. Она объявила российский рынок перспективным, вкладывает сюда большие деньги, расширяет производство. В результате, автомобили являются очень конкурентоспособными в своем сегменте. Отлично продаются «Фокус», «Экоспорт», «Куга», даже «Эксплорер» за 3 миллиона рублей. Практически вся линейка «Форд» сегодня очень востребована. Отсюда и рост выше рынка практически в два-три раза. Ниссан растет тоже на уровне рынка. Модели хорошо известны и отлично себя зарекомендовали.
— Банки рапортуют об успехах автокредитования на фоне роста автомобильного рынка. Вам виден рост спроса на продажи машин в кредит?
— Спрос меняется в зависимости от сезона. Весной в салоны приходят покупатели, которые сознательно откладывали деньги, чтобы купить автомобиль именно в это время. Такие вот оттаявшие «подснежники». Как правило, это не столь искушенные покупатели, люди в возрасте. Они сознательно не берут кредит, не понимают его преимуществ, поэтому немного опасаются. За счет этого весной доля кредитных несколько снижается. Но, если сравнивать этот год с прошлым, рост продаж в кредит значительный. В среднем по «Ниссан» и «Форд» доля кредитных продаж составляет примерно 55-60%. Это при том, что год назад она была на уровне 45%.
Мы идем по западному пути: там считается вполне естественным брать кредит на покупку автомобиля, даже если у человека есть свои деньги.
— Почему так?
— Потому что ставки интересные, самая востребованная кредитная программа — это кредит с остаточным платежом. Это, когда клиенту предлагается не владеть автомобилем, а эксплуатировать его несколько лет, чтобы потом рефинансировать кредит под новую машину. Клиент приходит в салон, выбирает новый автомобиль, и банк ему оформляет новый кредит, при этом не надо гасить предыдущий кредит. Это позволяет купить авто более высокого класса, например, ежемесячный платеж при покупке «Ниссан Икстрейл» составит всего 14 тыс. рублей, обладание престижным «Ниссан Мурано» обойдется в 30-35 тыс. На Западе 80-90% всех покупок авто — это в кредит и преимущественно именно по этой программе. Притом, что, как мы знаем, в среднем благосостояние населения там выше, а стоимость авто меньше, чем в России. Но большинство покупателей покупают авто именно таким способом. И нам понятно, что это тренд, который и в России будет развиваться в ближайшие годы.
— У «Евразии» есть такие продукты в линейке?
— Да. Мы начали предлагать два года назад кредит с остаточным платежом. Честно говоря, поначалу все говорили: «я хочу через пять лет, погасив кредит, стать обладателем своего авто». Люди морально не готовы были покупать в кредит авто по новой схеме. Сейчас доля кредита с остаточным платежом составляет у нас уже 35-40%. А через три года она будет на уровне 60%, не меньше.
— И у нас уже есть банки, готовые работать с клиентом на таких условиях?
— Есть — это банки автопроизводителей. Продолжая сравнение нашего рынка с западным, могу отметить что есть еще проблема и в разнице менталитетов. Нашему покупателю хочется в большинстве своем рано или поздно погасить кредит и стать полноправным обладателем своего автомобиля. На Западе же давно все поняли, что это ни к чему. К примеру, средний американец, получая зарплату, спокойно резервирует, условно говоря, 300 долларов на ежемесячный платеж по кредиту за машину. И это у него на всю жизнь так, а не на время.
— Думаю, чтобы так спокойно планировать свой бюджет, нужны уверенность в будущем и стабильность. А в России в последние годы было слишком много крутых перемен и кризисов…
— Что такое стабильность по европейским меркам? Когда ничего не меняется лет 15-20 хотя бы. А по российским — лет пять. И на большее мы не претендуем.
Я считаю, что с 2015 года мы находимся в состоянии полной стабильности — еще года полтора, и человек будет понимать, что в России все точно стабильно.
— Хорошо. Тогда такой вопрос. Что вы думаете о продаже автомобилей через Интернет? Сейчас такие сервисы «на слуху», активно рекламируются.
— Я вас разочарую, потому что доля полноценных покупок через интернет очень невелика. В Интернете можно разместить заявку на покупку — это одна вещь. Это еще штука более-менее востребованная. И другой вопрос — это полноценная покупка, когда клиент не только размещает заявку, но ещё имеет возможность удаленно подписать необходимые документы, включая кредитные договора, и произвести оплату. Такого полноценного сервиса в России почти нет. Такие сервисы некоторые из наших коллег начали внедрять, но спроса пока немного. Кстати, в Америке, к примеру, эта услуга тоже сегодня не особо востребована. Даже там людям где-нибудь в пригороде Нью-Йорка это не нужно. А у нас, как правило, сейчас происходит то, что в Америке было 10 лет назад. Это подтверждает, что перспектив у онлайн-сервиса даже лет через 5-6 не много.
— Последний вопрос: ваши ожидания по росту рынка до конца года — он продолжит подниматься или будет падать?
— Есть оптимисты, и есть пессимисты. Прогнозы у всех разные. Один, глядя на сегодняшние цифры, скажет, что это хорошо, и тренд будет продолжаться, другой, что тренд скоро сломается и всё снова пойдет вниз.
Я считаю, что падать ниже текущего уровня уже сложно. Да, люди обеднели за время кризиса, но, тем не менее, машины менять надо, и рынок расти будет.
— На сколько?
— Первая половина года традиционно самая живая. Мы ее практически миновали. Думаю, вторя половина также будет с ростом, но он будет несколько ниже. В итоге по году мой прогноз +10%. Возможно, будет лучше. Но не больше, чем +14%. Об этом даже оптимисты говорят.