Череповецкие предприниматели нашли 3 тормоза конкурентоспособности ТОСЭР
Ценовые энергетические скачки
Первая проблема, о которой череповецкие предприниматели говорят с прошлого года — механизм взаимоотношений с гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Вологодской области, который с начала 2017 года плавно перешёл в проблему стоимости этой энергии.
Едва предпринимателям удалось войти в сравнительно конструктивный диалог по поводу сроков оплаты электроэнергии, поставляемой «Вологдаэнергосбытом» и возможных санкций в случае нарушения этих сроков, как ситуацию буквально взорвал произошедший в феврале скачок стоимости электричества.
В коллективной жалобе, которую представители череповецкого бизнеса направили в региональное УФАС и в адрес первого заместителя губернатора Вологодской области, отмечается, что суммы в полученных в марте февральских счетах за электричество «подросли» сразу на 30%. Что, как справедливо замечают авторы послания, «является существенным изменением в финансово-хозяйственной деятельности любого субъекта предпринимательской деятельности». А, по-русски говоря, настоящим ценовым шоком.
В ответ на запрос предпринимателей (равно, как и РБК Вологодская область) в «Вологдаэнергосбыте» ответили, что такое существенное и резкое повышение стоимости электроэнергии, во-первых, затронуло не только Вологодскую область, а, во-вторых, связано с ростом оплаты мощности объектов генерации, работающих на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ).
Дело в том, что ещё в 2010 году в развитие реформы электроэнергетики страны были заключены договоры о предоставлении мощности новых генерирующих объектов (энергоблоки Белоярской, Зеленчукской, Нововоронежской электростанций), которые по плану были введены в эксплуатацию с 01.01.2017 г. и теперь их владельцы требуют возврата инвестиций в строительство электростанций в течение двадцати лет.
То есть мы имеем дело с «долгоиграющим» процессом повышения цен. 19 апреля «Вологдаэнергосбыт» выступил с предупреждением о том, что цена электроэнергии снова вырастет в мае уже по итогам апреля. И, если средневзвешенная нерегулируемая цена электроэнергии, как товара, который продают вологодские сбытовики вырастет всего на 13 руб. за мегаватт/час (чуть больше 1%), то цена мощности увеличится на 139 806 руб. за мегаватт — больше, чем на 25% к действующей ставке.
И это ещё не всё. С 1 июля 2017 года произойдёт плановое повышение тарифов, которые будут применяться и в расчетах юридических лиц. И, если гарантирующий поставщик, который, как заявляют в «Вологдаэнергосбыте» всё-таки пытаясь как-то облегчить бремя конечного потребителя, собирается уменьшить сбытовую надбавку на 25%, то сетевые тарифы на передачу электроэнергии для юридических лиц (составляющие до 60% конечной цены) с 1 июля вырастут в среднем на 10%.
На встрече в Агентстве городского развития предприниматели, руководствуясь собственным практическим опытом, заметили, что лучшим «лекарством» от роста цен стало бы усиление конкуренции на энергорынке региона.
«Мы не против, а только «за» конкуренцию, — ответили РБК Вологодская область в «Вологдаэнергосбыте», — Цены на оптовом рынке, которые складываются под воздействием конкуренции, растут медленнее темпов инфляции и цен на газ, который является основным видом топлива для российской энергетики».
Но, по словам энергетиков, существует целый ряд обстоятельств, которые нивелируют рыночный эффект и, самое главное, зависят не от энергосбытов, а от правительства и парламента страны.
Речь идёт о дополнительной нерыночной финансовой нагрузке, которую создают уже упомянутое финансирование дополнительной энергомощности, а также надбавки для компенсации строительства электростанций в отдельных регионах, надбавка для компенсации средств на безопасность АЭС, надбавка для снижения цен на Дальнем Востоке, финансирование дополнительной мощности на строительство заводов по термической обработке твёрдых коммунальных отходов...
Вологдаэнергосбыт в числе прочих региональных поставщиков обратился в Совет рынка в интересах вологодского бизнеса с просьбой о содействии в решении этой проблемы. И одной из первых реакций правительства страны стало заседании комиссии под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича по вопросу увеличения цен на мощность в 2017 году. Минэнерго России и ФАС России было поручено провести анализ причин увеличения цен и представить предложения.
К сожалению, инициатива энергетиков пока не получила должной поддержки со стороны региональной власти и антимонопольного ведомства. О чём на последней встрече предпринимателей Череповца прямо заявил руководитель городского Клуба деловых людей Евгений Ширяев:
«Удручает молчание по этому вопросу со стороны областного правительства и контролирующих антимонопольных органов, которые безо всяких напоминаний с нашей стороны должны были озаботиться сложившейся ситуацией.
То, с чем мы имеем дело — это «хвосты» прежнего монопольного устройства электроэнергетики, которые надо «рубить» — оперативно вносить изменения в законодательство».
Удушение имуществом
Изменений в законах, но региональных, требует и вторая важная проблема, уже не первый раз затрагиваемая бизнес-сообществом не только города, но и региона. Речь идёт о налоге на имущество, который не только рядовые граждане, но и предприниматели — юридические лица с этого года должны платить с кадастровой стоимости недвижимости. Областным законом, принятым в развитие федерального законодательства, принято поэтапное увеличение ставки с 0,5% в этом году до 2% — в 2019-м.
У предпринимателей есть претензии и к самой кадастровой оценке (включая подбор подпадающих под налогообложение объектов недвижимости), и к налоговой ставке.
Лучше всех общую позицию коллег по цеху выразил президент череповецкой торгово-промышленной палаты Владимир Штейнгарт, назвавший новый имущественный налог в его нынешнем виде «намыленной верёвкой» на шее предпринимателей:
«Кадастровая стоимость должна быть максимально приближена к рыночной, — заявил Штейнгарт. — Но сейчас кадастровая стоимость наших коммерческих объектов — космическая, а рыночная — фактически нулевая, они никому не нужны.
Что качается налоговых ставок, то их запланированный прогрессивный рост резко снижает инвестиционную привлекательность Вологодской области по сравнению с другими регионами страны».
Предпринимательские организации Вологды и Череповца в результате обсуждения подготовили обращение к руководству области в котором содержатся два альтернативных предложения по имущественному налогу. В первом случае предлагается ввести 4 –летний мораторий на повышение ставки налога, зафиксировав его на отметке 0,5% и проведя новое кадастровое обследование недвижимости. Во втором — речь идёт о том, чтобы сделать ставку в 0,5% постоянной или даже снизить её до 0,2%.
Упрощённая система налогового давления
Ещё один важный аспект конкурентоспособности не только череповецкого бизнеса, но и самой территории опережающего социально-экономического развития на встрече поднял зампред Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вологодской области Александр Егоров.
Его предложение тоже связано с налогообложением. По словам Егорова, анализ ситуации в соседних регионах, с которыми Вологодская область конкурирует за скудные российские инвестиции, показывает, что в них областное руководство поддерживает малый и средний бизнес не только льготными займами, программами обучения или бизнес-кооперацией. Намного более действенным инструментом поддержки становится дифференцированная ставка по распространённой среди малых предпринимателей упрощённой системе налогообложения.
Это подтверждается тем простым фактом, отметила на встрече гендиректор Агентства городского развития Оксана Андреева, что, например, большое число предпринимателей из Череповца перерегистрирует свой бизнес в соседних регионах.
Резон очевиден: если в Череповце предприниматели платят налоги по ставкам 15% (доход минус расход) или 6% (с оборота), то, к примеру, в Свердловске ставки варьируются с 0,5 до 7%, в Санкт-Петербурге с 5 до 7-10% соответственно. А рекордсменом, по словам того же Штейнгарта, стала Белгородская область, где налоговая ставка по УСН в 1% (! ) вызвала в регионе настоящий предпринимательский бум.
Предложение Ассоциации развития МСП — обратиться к правительству и парламенту Вологодской области с просьбой пересмотреть ставки УСН, сделав их более диверсифицированными, мотивирующими развитие предприятий, занимающихся производством, развитием технологий, выполняющих важные социальные функции, а также предпринимателей, впервые открывающих своё дело.