Лента новостей
Все новости Вологда
В профсоюзе учителей ответили на данные о невостребованности профессии Общество, 15:35 В Иране заявили об отсутствии груза на задержанном танкере из Британии Политика, 15:28 Как назывался любимый автомобиль цесаревича Алексея РБК и Peugeot, 15:15 «Рубин» арендовал у «Ростова» нападающего сборной Исландии Спорт, 15:03 Эксперты допустили рост цен на красную икру и рыбу на 30% Общество, 15:02 «Торпедо» под руководством Игнашевича одержало третью подряд победу в ФНЛ Спорт, 14:46 Дипломаты заявили об отсутствии связи с россиянами на задержанном танкере Общество, 14:45 В «Слуге народа» определились с председателем будущей Рады Политика, 14:38 РПЛ опровергла перенос игры «Рубина» в Нижний Новгород Спорт, 14:28 В Москве начался митинг за допуск оппозиции на выборы в Мосгордуму Политика, 14:24 На крупнейшем в Ливии месторождении приостановили добычу нефти Экономика, 14:04 Очевидные и невероятные последствия малоподвижного образа жизни РБК и Philips, 13:55 На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд Общество, 13:45 Луценко заявил о «горячих версиях» в расследовании убийства Шеремета Политика, 13:39
Вологда ,  
0 
На Вологодчине подвели туристические итоги новогодних праздников
В профильном департаменте областного правительства фиксируют очередной рекорд, представители индустрии традиционно более сдержаны в оценках.
Фото: Пресс-служба Администрации города Вологда

Уроки арифметики

По данным департамента культуры и туризма Вологодской области, общее количество туристов и экскурсантов, посетивших регион в период с 31 декабря 2017г. по 8 января 2018-го увеличилось на 80 с лишним тысяч человек — до 175 838 тыс. Это почти в 2 раза больше, чем было в новогодние праздники 2016-2017гг., когда область посетило 92505 человек.

Правда, львиную долю прироста — +113,5% — дали всё-таки экскурсанты (причем, часто из того же региона). Рост турпотока заметно скромней — всего 6,8% или 33896 человек.

Самыми популярными городами Вологодской области стали Великий Устюг с его «Родиной Деда Мороза», который в праздники посетило почти 13 тыс. гостей и сама Вологда — почти 8,5 тыс. Третьим по популярности неожиданно стал индустриальный Череповец — 2 тыс. посетителей.

При этом, отмечается в релизе департамента, коэффициент загрузки гостиничного фонда области, начитывающего 13220 «койко-мест», составил 71%. В этом смысле резерв для привлечения туристов имеется даже без дополнительных инвестиций.

Эксперты департамента в числе основных факторов роста потока экскурсантов и туристов в новогодние праздники называют хорошую погоду, интересные предложения музеев и эффективную рекламную кампанию новогодней Вологодчины.

«Бодрая» Вологда vs «вялый» Петербург

Коллеги из РБК-Санкт-Петербург отмечают, что новогодние каникулы в городе на Неве оказались более «вялыми» по притоку туристов, чем год назад. И связывают этот факт с относительной стабильностью рубля — многие из тех, кто в 2016 году из соображений экономии предпочитал путешествие по родной стране, в 2017-м снова выбрали новогоднюю поездку за границу.

Как видно из туристической статистики, Вологодская область не может жаловаться на туристический спад в праздники. Кстати, выкладки областных экспертов подтверждают их коллеги из других регионов. Так, например, сервис Tvil.ru, составляющий рейтинг «Национальный календарь событий», поставил Вологду, с её проектом «Новогодняя столица Русского Севера» и программой «Рождественская сказка в Вологде», в ТОП-10 самых посещаемых в рождественские праздники российских городов.

Впрочем, опрошенные РБК-Вологда представители туриндустрии настроены менее восторженно.

«Я бы не сказала, что был большой прирост по сравнению с прошлым годом, — говорит директор вологодского ООО ТК «Пилигрим» Наталья Кисилёва. —

Ожидания оправдались, потому что мы и не строили больших планов в связи с не очень благополучным материальным положением сограждан. Кризис всё ещё ощущается, а наши услуги люди всегда берут в последнюю очередь.

Нормальный, ровный сезон. По «Родине Дела Мороза» есть небольшой прирост и плюс новые партнеры добавились, в т.ч. из Санкт-Петербурга. Мы довольны. Вологда тоже была загружена полностью — и хостелы, и гостиницы».

А вот директор череповецкого ООО ТК «Таврида-Тур» Елена Балаева неожиданно солидаризуется с питерскими экспертами — статистика «Тавриды» оказалась в пользу выездного, а не внутреннего туризма:

«Причем, даже дорогие зарубежные поездки пользовались спросом. На фоне поездок, к примеру, в Белоруссию (15-20 тыс. руб. на человека) мы предлагали и туры в Дальнее зарубежье по 150-200-300 тыс. руб. И в итоге их купило большее количество народа. Возможно, это исключительно наш случай. Я знаю, что все российские туры были в праздники загружены хорошо. Это мы за рубеж отправили больше народа. Я знаю, ярославские туроператоры, к примеру, на рождественские каникулы формировали не по одному, а по пять автобусов. Причем желающие были со всей России.

А то, что Питер, как говорят, меньше принял туристов... Мне кажется, просто это Москва продвинулась. Перед праздниками телевидение много рассказывало про новогоднюю, красочную Москву, о том, как там всё обновляется к Новому году, а про Питер не вспоминали. Многие мои знакомые выскакивали в Москву на 2-3 дня погулять, посмотреть на красоты. А Питер, да, ушел на второй план».

Выездная «пауза» как шанс для развития

Трехлетний спад выездного туризма давал многим регионам шанс привлечь к себе внимание российских путешественников. Было время для развития локальной инфраструктуры туризма и формирования собственной стратегии — определения тех преимуществ местного туристического продукта, на которых нужно сделать акцент.

В этом смысле в департаменте туризма полагают, что три года были проведены с пользой. В доказательство приводятся 203 новых туристических объектов, которые появились за это время в регионе. Это и объекты показа, и гостиницы с гостевыми домами, и предприятия общепита, и туристические компании.

Лидером последнего времени является Череповец, который только за последний год ввел сразу 14 объектов, связанных с туризмом. Самым крупным из них стали интерактивно-познавательные центры «Зелёная планета» и «Кванториум» открытые в 2017 году соответственно компаниями «ФосАгро» и «Северсталь».

В прошлом году во всех муниципальных образованиях Вологодчины появилось 50 новых экскурсионных программ и туристических маршрутов. В регионе начаты три инвестпроекта по созданию туристско-рекреационных кластеров: «Насон-город» в Вологде, «Центр отдыха и туризма Y.E.S.» в Вологодском районе и «Центральная городская набережная» в Череповце. Общий объём инвестиций в объекты кластеров составляет более 1,3 млрд руб.

«Насколько я понимаю, администрация области делает ставку на развитие Устюга и таких городов как Череповец, — комментирует данные департамента культуры и туризма Наталья Киселёва. —

Администрация Вологды делает ставку на развитие туризма в городе. Это правильно. Наши мнения здесь совпадают. Вологду нужно развивать. Другой вопрос, что не всегда средства позволяют. Нужно инфраструктуру подновлять, улучшать благоустройство города, готовить кадры для туристической отрасли».

Со здоровым скепсисом к тому что сделано в регионе за последнее время относится и Елена Балаева — по её мнению, можно было сделать больше:

«Я считаю, у нас места предостаточно. Надо развивать сервис. Есть замечательные гиды, куча гостиниц появилась, информативность — замечательно, всё присутствует. Но туалетов на дороге как не было, так и нет. Даже по дороге из Череповца в Ярославль не знаешь, где найти туалет».

В ответ на вопрос о главных тезисах (реальных, а не декларативных), которые положены в основу региональной стратегии развития турпродукта, начальник туристического департамента правительства Вологодской области Владимир Осиповский называет три направления.

Это развитие и продвижение туристических брендов территории («Великий Устюг — Родина Деда Мороза» и др.), формирование новых туристических маршрутов и программ в районах Вологодчины и привлечение бизнеса к созданию новых туристических объектов, привлекательных для гостей региона.