Мошенничество стало одной из главных фобий вологжан
Речь идет о телефонном и «банковском» способах обмана.
Об этом говорят результаты «Национального индекса тревожностей» за II квартал 2021 года. Исследование выявляет и рейтингует фобии россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа.
По итоговой оценке присутствия темы в СМИ и соцмедиа во II квартале 2021 года россиян больше всего тревожили: третья волна коронавируса и обязательная вакцинация. За ними с большим отрывом следуют тревоги, связанные с погодными аномалиями, а также с инфляцией и ростом цен.
По уровню значимости тем для граждан (показатель «Индекс приживаемости») на первое место вышла фобия, связанная именно с вакцинацией, индекс приживаемости у нее намного выше, чем у тем, связанных непосредственно с боязнью коронавируса и его последствий. В тройку тревог по индексу приживаемости входят темы: нападения клещей и признание иностранным агентом.
Рейтинг фобий по присутствию в СМИ и соцмедиа:
1.Третья волна коронавируса
2.Обязательная вакцинация
3.Погодные аномалии
4.Инфляция и рост цен
5.Телефонное / банковское мошенничество
6.Нападение клещей
7.Неопределенность с отпуском
8.Индийская «черная плесень»
9.Признание иностранным агентом
10.Незащищенность детей в школах
Телефонное / банковское мошенничество
Проблемы, связанные с телефонным и банковским мошенничеством, больше всего беспокоят жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также Вологодской, Свердловской и Ростовской областей.
Активизация деятельности различных мошенников стала одной из значимых тем II квартала. Масштаб проблемы был подчеркнут президентом РФ Владимиром Путиным в ходе прямой линии. В ответе на вопрос о мошенниках, укравших у сидевшего рядом с ним на Параде Победы на Красной площади ветерана Василия Пронина 400 тыс. руб., он заявил о значительном росте преступлений подобного рода и необходимости жесткой борьбы с ними.
В апреле пресс-служба Следственного комитета сообщила о ежедневном потоке обращений в связи с новыми случаями телефонного мошенничества. По данным Сбербанка в июне телефонные мошенники ежемесячно крадут со счетов россиян 3,5-5 млрд руб. Средняя сумма успешной мошеннической операции - около 8 тыс. руб. "Россия лидирует по телефонному мошенничеству, ситуация имеет все признаки национального бедствия», - заявил зампред правления Сбера Станислав Кузнецов. По словам Кузнецова, кибермошенники совершают около 100 тысяч звонков в день, каждый десятый звонок любому абоненту в России — это звонок преступника.
Сбербанк также сообщил о применении мошенниками более сложных и «терпеливых» схем. Например, под видом трудоустройства проводится многодневное интервью с постепенным предоставлением большого объема личных данных: паспорта, счета, автобиографии, информации о родственниках, данные зарплатной банковской карты.
Данные базы Kaspersky Who Calls (пользователи которой могут самостоятельно маркировать подозрительные номера) показывают четырехкратный рост звонков с подозрением на мошенничество. Злоумышленники представляются сотрудниками государственных структур, органов правопорядка, а также финансовых регуляторов. Также мошенники предлагают услуги врачей на дому для пенсионеров, которые находятся на режиме самоизоляции.
Наблюдается рост фэйковых сайтов госуслуг и ресурсов по проверке выплат пособий семьям с детьми. Появляется все больше мошеннических ресурсов по продаже авиабилетов, фэйковых раздачах токенов в интернете и т.д.
МВД заявило о планах до конца 2021 года разработать сервис «Антимошенник», который позволит пользователям приложения ведомства распознавать звонки с мошеннических номеров. В этой связи ФСБ предложила создать базу идентификаторов мобильных телефонов (IMEI-номеров), а Минцифры призвало обязать операторов связи не пропускать вызовы с подменой абонентского номера.