От вологодского губернатора ждут ответа на просьбы бизнеса снизить налоги
Репетиция завтрашней встречи состоялась 20 августа, когда представители рабочих групп Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области озвучили свои предложения заместителю губернатора Виталию Тушинову. Речь идёт о пяти основных инициативах. Это снижение налоговых ставок для субъектов малого и среднего бизнеса с 6 до 4% при налогообложении доходов и с 15 до 10% при налогообложении разницы между доходами и расходами.
Предприниматели предложили также снизить налоговые ставки по налогу на имущество сразу для нескольких категорий объектов недвижимости: основных фондов с высокой степенью износа (более 45%) в пищевой и обрабатывающей отраслях, зданий, являющихся объектами культурного наследия, которые предприниматели используют в бизнес-целях (их предложено полностью освободить от налогообложения), имущества предприятий, проводящих модернизацию (если предприятие инвестирует сумму, в три раза превышающую размер годового налога на имущество).
Наконец, СПП просит ввести льготы по налогу на имущество организаций, имеющих в собственности объекты до тысячи кв. м, и моратория на повышение налоговых ставок для имущества индивидуальных предпринимателей на уровне 1%. Кроме того, от губернатора ждут введения льготных (субсидируемых областным бюджетом) тарифов на электроэнергию для предпринимателей, реализующих социальные проекты в регионе.
О том, что решение будет непростым для главы региона, свидетельствовало и обсуждение всех этих инициатив с заместителем губернатора.
Позиция Тушинова, которая является одновременно и позицией правительства области по части стимулов для бизнеса, хорошо известна. Она была заявлена ещё осенью прошлого года, когда заместитель губернатора анонсировал очередной пакет льгот для инвесторов. Тогда Виталий Тушинов говорил о том, что стимулы для инвесторов должны быть в буквальном смысле «бюджетными», то есть не сказываться на текущем наполнении бюджета, поскольку Вологодская область не может «конкурировать бюджетами» с другими субъектами федерации. Очевидно, отсюда вытекал и упор на новых инвесторов — они ещё не стали налогоплательщиками региона, поэтому и предоставляемые им льготы не могут нанести ущерб бюджету.
Поэтому, видимо, в минувший вторник реакция Тушинова на выкладки руководителя череповецкой организации ОПОРЫ РОССИИ Игоря Истомина, пытавшегося на примере других областей доказать, что снижение налоговых ставок для МСП приводит в конечном итоге к росту налоговых поступлений в бюджет, была весьма сдержанной. Заместителя губернатора больше интересовало, как власть будет администрировать те льготы, которые просит бизнес.
В позиции правительства области явно прослеживается установка на «презумпцию виновности» предпринимателей, которые, по словам того же Тушинова, чтобы не потерять льготы, могут, например, сделать свою модернизацию «бесконечной».
Кроме того, то, что область может получить от бизнеса взамен льгот, считает Тушинов, трудно «оцифровать».
«Самая простая бюджетная эффективность для меня – это рост НДФЛ, который получается от создания новых рабочих мест», - заявил во вторник замгубернатора.
Главная интрига теперь заключается в том, какую позицию займёт сам Олег Кувшинников. Есть минимум несколько факторов, которые будут определять его решение.
Положительному ответу на запрос предпринимателей может способствовать благополучие областного бюджета, который обещает быть профицитным в ближайшие 3-4 года. Причём за счёт налоговых поступлений от гигантов металлургии и химии, а не предприятий малого бизнеса.
К широкому жесту, каким могла бы стать налоговая амнистия для МСП, главу региона склоняет и предвыборная ситуация – за неделю до голосования на выборах губернатора громкое заявление, которое могло бы, к тому же, обернуться немалым числом голосов поддержки, было бы для Кувшинникова совсем не лишним. А делать подобные заявления он умеет. Можно в этой связи вспомнить инвестиционное послание вологодского губернатора полуторалетней давности, в котором он вполне откровенно высказался о ситуации в малом бизнесе: «Какие успехи! У нас падает всё». Правда, многие обещания, сделанные тогда, в декабре 2017 года, так и остались пока обещаниями.
У наблюдателей и заинтересованных лиц есть опасения, что так может произойти и на этот раз. И не только потому, что цена предвыборных заявлений обычно бывает невысока.
Дело ещё и в том, что либерализации налогообложения противоречит логика функционирования национальной налоговой системы, которая во многом является естественным продолжением установки федерального правительства и описывается одной фразой: «увеличение собираемости налогов любой ценой, вне зависимости от реальной ситуации в экономике».
На это важнейшее обстоятельство, кстати, на встрече с Тушиновым обратил внимание гендиректор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев, заявивший, что KPI налоговиков нацелен на непрерывное увеличение собираемости налогов вне зависимости от ситуации в регионе и на его предприятиях. Именно поэтому Боглаев опасается, что даже если налоговую «удавку», благодаря вмешательству губернатора, удастся ослабить на шее малых предприятий, она с удвоенной силой затянется на шее среднего бизнеса.
В той же логике, кстати, выдержана и новая система расчёта эффективности региональных налоговых льгот, которую с этого года вводит Минфин. Пока она запускается по временной схеме. Но с 2020 года уже в постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части федеральных субсидий.
Поэтому губернатор, конечно, может пойти навстречу бизнесу, сказать ему немало слов поддержки и даже что-то пообещать, но реализовать обещанное ему будет очень непросто.