Вологодское машиностроение растет быстрее рынка
Накануне мэр Вологды Сергей Воропанов посетил, пожалуй, самое молодое машиностроительное предприятие города и региона — завод специальных подшипников. Первый в России завод высокоточных подшипников начал работу в ноябре 2017 года. Реализация уникального для страны и региона проекта области более чем в 2,5 млрд рублей. Продукция предприятия — специальные подшипники наружным диаметром от 24 мм — используется в авиастроении, автомобилестроении, для производства бурильных установок и в других отраслях.
«Подшипниковая столица»
Два года со дня пуска, по словам гендиректора предприятия Александра Гольца, ушло на запуск и освоение оборудования, проведение технических испытаний.
«Не проблема купить оборудование, проблема — запустить его и выпустить готовую продукцию, которая соответствует всем требованиям. В течение двух лет мы осваивали новые виды изделий, ставили их в изделия, чтобы они нарабатывали свой ресурс. Мы уже получаем результаты, запускаем продукцию в серию», — рассказал генеральный директор ООО «ВЗСП».
Сейчас предприятие ведёт комплектование серийных заказов на 2020 год. Кроме того, начиная с 2019 года Вологодский завод специальных подшипников, будет участвовать в пилотном федеральном проекте по повышению производительности труда.
«Мы открывали это предприятие вместе с Губернатором в 2017 году. Прошло почти два года, мы видим, что завод развивается. Объемы производства выросли в несколько раз, количество работников выросло в два раза», — с удовлетворением отметил Сергей Воропанов, поздравивший работников завода с наступающим профессиональным праздником машиностроителей.
Своим появлением в Вологде ВЗСП закрепил за административным центром области славу «подшипниковой столицы» — сегодня каждый четвертый российский подшипник производится в Вологде: на Вологодском подшипниковом заводе, а теперь ещё и на ВЗСП.
«Синергия роста»
«Вообще, у нас машиностроение неразрывно связано с металлообработкой, они постоянно пересекаются,, в том числе — в проекте «Синергия роста», который стал эффективным примером бизнес-кооперации: в нём крупные предприятия ведущих отраслей региональной экономики, таких, как металлургия, химия, деревообработка, пищепром, своими заказами поддерживают машиностроительные компании», — говорит заместитель начальника городского Департамента экономического развития Вадим Уханов.
В 2018 году объем заказов крупного бизнеса в рамках проекта составил 17 млрд руб., в первом полугодии 2019 года — 8,3 млрд руб. Основная доля пришлась на предприятия машиностроительной отрасли.
Кроме того, как отметил заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов, на положительной динамике роста машиностроительных компаний сказался тот факт, что им удалось сохранить кадры. Помогает отрасли государственные и региональные программы поддержки Фонда развития промышленности, налоговые льготы, погашение части процентов по кредитам, субсидии на освоение новых видов продукции.
В результате объем отгруженных товаров собственного производства у машиностроителей области за 8 месяцев 2019 года выше показателей прошлого года на 13%. Это почти в два раза превышает региональный индекс промпроизводства, который, по данным Вологдастата, за тот же период составил 5,8%.
От импортозамещения — к экспорту
Машиностроительная отрасль насчитывает 502 предприятия, на которых трудится почти 13 тыс. работников. Почти половина из них (250 предприятий и более 9 тыс. работников) находятся в Вологде.
Ключевыми предприятиями вологодского машиностроения являют «ветераны» отрасли: ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Вологодский оптико-механический завод», АО «Вологодский вагоноремонтный завод». Причем, входящий в госкорпорацию «Ростех» оптико-механический завод, специализирующийся на производстве продукции для оборонной промышленности — самое крупное производство Вологды по численности работников и объему выпускаемой продукции.
Но, как отмечает Вадим Уханов, в последние годы динамичней всего развивается целый пласт средних и малых машиностроительных компаний.
В этом ряду компании разной специализации, разной судьбы и с разными драйверами развития.
Например, одному из крупнейших отечественных производителей троллейбусов — акционерному обществу «Транс-Альфа Электро» пришлось даже пройти оздоровление через процедуру банкротства. Сейчас компания вышла на нормальный режим работы — поставляет технику во многие города России.
А вот предприятие «Мегасервис», специализирующееся на производстве цепей сельхозназначения и комплектующих для конвейерных линий, работает в больших объемах на экспорт: поставляет продукцию в страны ближнего зарубежья и США.
В отличие от «Мегасервиса», Вологодский машиностроительный завод — обособленное подразделение НПО машиностроения «СВАРОГ», извлекает основные дивиденды из программы импортозамещения. По словам гендиректора Алексея Карулина, предприятие, унаследовавшее не только название бывшего вологодского предприятия, но и его производственную базу, сейчас активно развивается по двум основным направлениям. Первое связано с возрождением прежней продуктовой номенклатуры ВМЗ: автоцистерны и стационарные емкости для пищевых жидкостей (прежде всего, молока), а также продукция для нефтегазовой отрасли. Здесь можно выделить такие новые разработки, как стационарная система закрытого пробоотбора для нефти и нефтепродуктов, которую СВАРОГ производит в рамках импортозамещения. А также способные работать на нефти и газе комбинированные горелки, предназначенные для тепловых пунктов вахтовых поселков нефте- и газодобытчиков.
Есть в Вологде и совершенно уникальные наукоемкие компании, такие, как малое предприятие «Александра плюс», располагающее почти тремя десятками патентов на свои изобретения, которые позволяют предприятию производить уникальное ультразвуковое оборудование для атомной энергетики, горно-добывающей и металлургической отраслей, и даже для медицинской промышленности.
Сегодня, по словам Алексея Карулина, главной проблемой успешно развивающейся машиностроительной отрасли региона и Вологды (где она составляет почти треть всей городской экономики) является дефицит кадров. Особый недостаток предприятия испытывают в представителях рабочих профессий.
«Мы вынуждены опираться на старые кадры работников, которые, к счастью, удалось сохранить. Но нам нужна поддержка со стороны города и области в подготовке молодых рабочих», — говорит гендиректор СВАРОГа.
Кроме подготовки, как считает генеральный директор, необходимо еще и повышение престижа рабочих профессий.