Вологодские деревообработчики могут попасть под антидемпинговые санкции
Европейские производители фанеры взяли пример со своих земляков-металлургов, которые пожаловались в Еврокомиссию на якобы имеющий место демпинг со стороны российских конкурентов. Но если металлурги жаловались на цены производителей из России в прошлом году, деревопереработчиков заинтересовали цены кризисного для отрасли 2019 года. Тогда, напомним, цены на фанеру и древесные плиты упали во всём мире.
Период, определенный для расследования Еврокомиссией (с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года), генеральный директор череповецкой Группы «ЧФМК» Илья Коротков называет «сложным» для отрасли. Кроме всего прочего, он продемонстрировал давно известный факт – европейские производители уступают российским по уровню себестоимости фанеры и, соответственно, проигрывают в рентабельности.
Согласно документу ЕС, жалоба на россиян была подана 31 августа 2020 года компанией Woodstock Consortium от имени европейских производителей этой продукции, которые представляли 59% производства этой фанеры в ЕС в 2019 году. Это в основном финские и польские компании: Bydgoskie Zaklady Sklejek “Sklejka Multi” S.A., Company A, Latvijas Finieris Group, Paged Group, Piotrkowskie Zakłady Przemysłu Sklejek Sp. z o. o., Sklejka Orzechowo S.A., Zaklady Przemysly Sklejek “Biaform” S.A.
В жалобе отмечается, что уровень демпинга импорта из России составляет от 23% до 84%, что наносит ущерб производителям березовой фанеры в Европейском Союзе.
«Этот ущерб является следствием как непрерывного увеличения объема импорта из России, который достиг рекордного уровня в 2019 г., так и чрезвычайно низких цен импорта. Производство и продажа [фанеры] в Европейском Союзе значительно снизились, что привело к резкому падению рентабельности и сокращению 1,400 рабочих мест в период с 2017 г. по настоящее время», - говорится в документе.
В нём фигурируют 56 российских производителей и экспортеров березовой фанеры. В том числе те, которые работают на территории Вологодской области. Например, АО «ЧФМК» и «Свеза» Алексея Мордашова.
По словам Ильи Короткова, экспансия российской фанеры на европейский рынок стала закономерным результатом развития отрасли, которая за 30 лет, благодаря строительству новых и модернизации старых предприятий, вышла на уровень производства фанеры до 4-5 млн кубометров в год. Для сравнения – все европейские производители выпускают лишь около 1,5 млн кубометров. При этом проигрывая россиянам в стоимости сырья, энергоносителей и трудовых ресурсов.
«Суть проблемы проста - каждый борется за долю рынка, как может. Я не очень верю, что Еврокомиссии удастся найти какие-то факты очевидного демпинга с нашей стороны. Снижение цен было обусловлено ситуацией на рынке: если покупатели в то время не были готовы платить больше, куда было деваться производителям? Но, если дополнительные пошлины на березовую фанеру будут введены, это приведет к росту цен в Европе. В результате все издержки в конечном итоге будут перенесены на европейских потребителей», - заявил Коротков в комментарии РБК.
Кстати, российская фанера уже сейчас облагается в Европе дополнительной пошлиной в 7-7,5% к цене продукции. Антидемпинговую пошлину в ЕСс октября 2017 года платит и «Северсталь» в размере €17,6 ($19,35) за тонну горячекатаного проката. Но это не мешает Еврокомиссии открывать в отношении череповецких металлургов новое расследование.
Фактически то же самое происходит сейчас с деревообработчиками, расследование в отношении которых уже стартовало и должно завершиться в конце ноября этого года.
Илья Коротков говорит, что российские компании рассчитывают на поддержку государства, поскольку что речь идет о нерыночных методах конкурентной борьбы.
«К сожалению, они присутствуют в международной практике - с ними сталкивались и металлурги, и другие наши производители. Государство для того и существует, чтобы свой бизнес поддерживать и растить. Мы сейчас плотно работаем с Минпромторгом и Министерством экономического развития. Наши компании стараются выработать общую позицию и политику поведения. Если ЕС введет какие-то санкции, очевидно, что Россия должна ответить зеркально, - это принцип международной политики», - говорит гендиректор ЧФМК.