Малый бизнес: что нужно для развития?
Малый бизнес в России зародился на обломках Советского Союза. Страна встала на рыночные рельсы, и появился целый класс торговцев, которых в народе прозвали челноками. Наверно, эта очень активная категория граждан, по сути, и стала прародителем малого предпринимательства в современном его понимании.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерны небольшое количество работников, не превышающее 100 человек, и выручка до 800 миллионов рублей. Как правила, лица, относящие к категории малого бизнеса, опираются на собственный капитал, легко приспосабливаются к любым переменам и условиям труда. Малые предприятия зачастую занимают рискованные ниши, куда более крупные компании стараются не соваться.
Те, кто хоть когда-нибудь занимался малым предпринимательством, хорошо знают, что это постоянный бег по кругу в течение 24 часов на протяжении всего года без выходных и проходных. Да и прогореть, занимаясь малым бизнесом, проще простого. Именно малые предприятия, как никто другой, нуждаются в заботе и поддержке государства.
Например, в США около 6 миллионов малых предприятий, в которых занята треть всего трудоспособного населения страны. Уделяется внимание развитию малого бизнеса конечно и в России, но в гораздо меньшей степени, чем в ведущих странах.
В Вологодской области действует телефон горячей линии по вопросам поддержки малого предпринимательства и устранения административных барьеров. Кроме того, на постоянной основе функционирует и Вологодский бизнес-инкубатор. По данным Вологдастата, на 1 января 2019 года в сфере малого предпринимательства в Вологодской области занято 58 167 человек. В регионе действует 2 006 предприятий малого бизнеса, половина из которых задействована в сфере розничной и оптовой торговли, обрабатывающих производств, ремонте транспортных средств. Общий годовой оборот малых предприятий области на 1 января 2019 года равен 167 590,1 миллионов рублей. Инвестиции в основной капитал составляют 1733,8 миллионов рублей.
Во исполнение указа президента Владимира Путина в Вологодской области была создана «Корпорация развития», основными целями деятельности которой является оказание максимальной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Причем работающих в разных сферах, в том числе и в той, которая называется социальным бизнесом в чистом виде. Хотя в настоящее время в Вологодской области лучше себя чувствуют компании, работающие в торговле. Более-менее живут и те, кто оказывает медицинские и образовательные услуги.
Кроме того, комфортными сферами для малого предпринимательства в регионе также являются строительно-монтажные работы, ресторанная деятельность, доставка продуктов, издательское дело. У новых предприятий малого бизнеса наиболее востребованными видами деятельности являются: организация свадеб и юбилеев, разработка программного обеспечения, налоговое консультирование. Значительное снижение активности наблюдается в таких сферах, как проведение азартных игр и лотерей, услуги в области фотографии, розничная интернет-торговля.
Основными проблемами представители малого бизнеса Вологодчины считают: ограниченный доступ к финансовым ресурсам, проблемы с квалифицированными кадрами, налоговую нагрузку, падающую потребительскую активность населения. В предпринимательстве главное – возможность заработка, как бы это пафосно ни звучало. А это значит, что государство должно создавать условия для того, чтобы предприниматель мог получать хороший доход.
На деле же происходит всё с точностью до наоборот - создаются условия, при которых малый бизнес лишается возможности зарабатывать. Поэтому вовсе не удивительно, что в современных условиях девять из десяти вновь открывающихся бизнесов попросту разоряются. Отсюда и такая низкая доля малого бизнеса в объеме ВВП - в нашей стране она занимает около 20 процентов, тогда как за рубежом в среднем равняется 50-ти.
По статистике лишь 3,4 процентов малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше в целях ухода от налоговой проверки. А бухгалтерский учет, как правило, ведется только для налоговых органов и редко отражает истинное положение дел на предприятии.
Кроме того, предпринимателям невыгодно выплачивать белую зарплату работнику, так как если она, скажем, будет 30 000 рублей, то дополнительно придется ещё заплатить порядка 24 тысяч налогов. Поэтому 40 миллионов граждан России официально нигде не работают.
Ещё одной проблемой для малого бизнеса является часто изменяемое и путанное законодательство. Предприниматели попросту не владеют полной информацией обо всех изменениях, а услуги профессиональных юристов большинству не по карману. Полиция, чиновники, различные проверяющие органы зачастую относятся к предпринимателям как к мошенникам.
Если честно и непредвзято оценить ситуацию, то окажется, что за прошедшие 30 лет условия в стране для развития малого бизнеса никто не создавал. Подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня малое предпринимательство в России, как показывает статистика последних лет, оказывается успешным крайне редко. Основная проблема заключается в отсутствии системности в развитии малого бизнеса в стране. В результате предприниматели не чувствуют себя защищенными и у них отсутствует уверенность в завтрашнем дне.