Погода может поссорить вологодских лесопереработчиков с заготовителями
В январе проблему лесной отрасли, связанную с нехарактерной для северной зимы погодой, о которой уже давно говорят лесники, упомянул и губернатор Вологодской области.
Конечно, лесная отрасль несёт существенно меньшие потери, чем сельское хозяйство региона, у которого урожай из-за летних дождей буквально «утонул» на полях, но проблемы с сырьём серьёзные.
Опрошенные РБК Вологодская область представители отрасли оценивают дефицит сырья в среднем 10-15%. Особенно тяжелая ситуация складывается на предприятиях по производству пиловочника и фанеры.
При этом лесозаготовительные предприятия работают с полной нагрузкой и даже с превышением показателей.
Например, в леспромхозах холдинга «Череповецлес», как отмечает генеральный директор компании Валерий Писарев, наблюдается рост заготовки. Но вывезти удалось меньше древесины, чем в 2016 году.
С той же проблемой столкнулись и другие предприятия региона, что сразу же сказалось на стоимости сырья.
Евгений Коротков, генеральный директор Череповецкого фанерно-мебельного комбината, говорит о росте стоимости сырья для производства фанеры на уровне 40%. Стоимость кубометра стремительно приближается к $100, при этом цены на фанеру не растут — ни внутренние, ни экспортные.
Собеседники называют две основные причины кризиса.
Первая — отсутствие необходимого количества качественных лесных дорог. Оно не так заметно при сильных морозах, когда в лесах для вывоза заготовленной древесины удаётся создать временные дороги, так называемые «зимники». Нынешняя тёплая зима сделать этого не дала.
По словам Валерия Писарева, сегодня лес в нормальном объёме могут взять только крупные лесозаготовители, которые строят собственные дороги. Как его «Череповецлес», имеющий при каждом из четырёх заготовительных предприятий дорожно-строительные участки, способные стоить до 100 км лесных дорог в год.
«Для нас погодные условия такого критического значения не имеют. А вот мелкие частные предприятия, к сожалению, возможности строить дороги не имеют», — говорит Писарев.
А вот Евгений Коротков, у которого тоже есть заготовительные предприятия, покрывающие до четверти потребности ЧФМК, полагает, что строить дороги имеет смысл тогда, когда имеешь перспективу долгосрочной аренды и большой объем лесосеки:
«Не будешь ведь делать дорогу с твердым покрытием там, где через два сезона ничего не останется», — говорит Коротков.
Парадоксально, но при рекордном для страны потенциале расчётной лесосеки в Вологодской области, эти её ресурсы для многих предприятий оказываются недоступны. И это, пожалуй, вторая главная причина дефицита сырья.
В соседних регионах, где тоже есть свои лесопереработчики, с лесом дела обстоят ещё хуже. И за сравнительно доступным вологодским лесом, вздувая цены, начинают выстраиваться очереди из потребителей.
«Производители фанеры, лесопильные предприятия испытывают дефицит сырья, терпят убытки, а сырьевикам хорошо, они монополисты, повышают цены», — говорит гендиректор ЧФМК.
При этом «свободный» лес в области есть, но зарезервирован под одобренные правительством области инвестиционные проекты, подобные тому, что планирует реализовать компания «СВЕЗА».
Кардинально проблему сырья можно решить только тогда, полагает собеседник РБК, когда предприятия лесопереработки будут обеспечены лесной арендой хотя бы на 70%. А 30% — станут докупать на свободном рынке. Сейчас пока всё наоборот.
И Череповецкий комбинат не может набрать сравнительно небольшой лесосеки даже под свой новый завод фиброплит, который строит в индустриальном парке «Череповец».
«Мы рассчитываем, что на своей лесозаготовке возьмем хорошую осину, а баланс купим на стороне, — говорит Коротков. — Но из-за такого, как сейчас, стремительного роста цен проект может стать нерентабельным, экономически невыгодным. А завод через 1,5 года должен начать работать».
Участники рынка согласны, что рациональное распределение вологодской лесосеки — это большая проблема и ее не решить мгновенно. Именно поэтому начинать это делать нужно прямо сейчас.