Игорь Шувалов проверит Череповец
Главное, чего ждут от Шувалова власти города — это одобрение и поддержка планов Череповца на получение статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Это намерение города отражено и в его стратегии развития, которую этой осенью мэр Юрий Кузин защитил перед конкурсной комиссией под председательством того же Игоря Шувалова.
РБК Вологодская область уже представлял основные параметры стратегии в интервью с вице-мэром Череповца Михаилом Ананьиным. Сегодня у нас есть возможность послушать по этому поводу мнение представителя нового поколения предпринимателей города на Шексне, заместителя директора по экономическим вопросам и внешнеэкономическим связям Череповецкого фанерно-мебельного комбината Ильи Короткова.
Наш разговор со сторонником новой концепции развития города мы начали с простого вопроса: чем она привлекает Короткова-младшего*?
— Мне нравится, что упор в стратегии сделан на развитие в городе малого и среднего бизнеса.
Крупным международным компаниям, таким, как «Северсталь» или «ФосАгро» и так живется неплохо.
А в части развития МСБ за основу взят мировой опыт, опыт тех стран, где работает много эффективных небольших предприятий. Таких примеров должно быть много, чтобы создать здоровый рынок. И упор в стратегии сделан на это. Мы посчитали, что к этому мы можем прийти, если привлечем в город свежие людские ресурсы, увеличивая население. Чтобы город был успешным — это чисто экономический расчет — нужен высокий потребительский спрос. Он может создаваться только большим количеством людей с хорошим доходом. Надо их привлекать. Как? Есть естественная миграция, она, слава богу, положительная. Есть естественный прирост населения, тоже не такой плохой. Но нужна еще и трудовая миграция.
— Об этом, пожалуйста, чуть подробнее: чем Череповец может зацепить постороннего человека, в чем «крючки», «механизмы захвата»?
— Механизмы есть. Например, это может быть система налоговых льгот. У нас в стране система налогообложения и распределения собранных средств такая, немного паразитическая и как-то пока тяжело меняется. Но город может себе позволить просчитать эффективность сегодняшних льгот для привлечения малого бизнеса и предпринимателей, чтобы они здесь начинали что-то делать, а в будущем при получении дохода платили с него налоги. Есть четкая статистика, какой процент предпринимателей становится успешными. То есть мы можем пойти на этот риск, предполагая, что если мы дадим возможность людям сейчас прийти и поработать, то самые сильные, те, кто останется на рынке, будут платить больше налогов. Город от этого выиграет.
— Выиграет ли от этого уже существующий местный бизнес? Опыт экспансии федеральных торговых сетей в этом смысле весьма негативный…
— Местный бизнес наверняка столкнется с конкуренцией. Но мы надеемся, что все будет не так плохо, если небольшой бизнес будет развиваться в сфере производства, а не только в сфере услуг и продаж. У нас в городе уже сейчас есть хороший опыт таких небольших компаний, которые успешно работают даже на мировом рынке. Они могут находить и находят для себя новые ниши. Сейчас ведь технологии развиваются: IT, тонкое машиностроение. Для этого не нужны суперпроизводства. Я — за такой малый бизнес. Потому он создает добавленную стоимость своему продукту. С этим интересно работать. Если в Череповце таким компаниям удастся сделать хороший задел, они смогут развиваться. А, что касается торговли… Не надо фокусироваться только на ней.
Я к торговле всегда относился немного подозрительно. В торговле создается наценка, а добавленная стоимость создается только в производстве. И экономикой управляет производство, а не торговля.
— А сфера услуг?
— Она необходима. Но я не думаю, что местные предприниматели пострадают — в сфере услуг очень тяжело создать большие вертикально интегрированные компании. А вот в сфере торговли во всем мире, действительно, крупные компании вытесняют мелкие. Но нам до этого еще очень далеко. По западным оценкам, у нас торговых площадей на душу населения все еще очень мало. В Европе, к примеру, прекрасно выживают и мелкие лавки в зоне шаговой доступности, и интернет-продажи, и еще много всего…
— С условиями для бизнеса мы разобрались, а чем еще может привлечь Череповец своих потенциальных новых жителей?
— В первую очередь, речь идет о людях предпринимательского склада и о молодежи. Мы посчитали, что у нас есть возможность вернуть молодежь, которая уезжает учиться в столицы или заграницу. Ее можно вернуть, если создать изменить социальное пространство города.
Пока у многих город ассоциируется с рабочим поселком, и за удовлетворением своих социальных и культурных потребностей все пытаются уехать в Москву и Санкт-Петербург.
Но не надо забывать, что в провинциальном Череповце есть университет. Это плюс — мы имеем большую базу студентов, которые могут развиваться здесь. В стратегии заложен большой потенциал для развития социальных объектов — культурные центры, музеи и прочее. Мы все сможем сделать в Череповце, у нас есть для этого потенциал, и, кстати, да — это тоже предпринимательство. Даже театр для кого-то бизнес. Если таких вещей будет много, тогда люди смогут удовлетворить свои потребности, никуда не уезжая. Это нормально. Тем более логистика у города очень хорошая. Если кому-то очень нужно — всегда можно прыгнуть в самолет или поезд и через несколько часов ты уже в столице. В том числе, даже в столице другого государства.
— В вашем опыте есть примеры работающих стратегий, подобных череповецкой?
— Да. Один из таких городов — Познань в Польше. Она интересна тем, что похожа немножко на наш город. Во-первых, это Восточная Европа, постсоветское пространство и отчасти наш, славянский менталитет. Познань — бывший моногород, который неплохо экономически «выстрелил» в Европе. Они создали университет, привлекли много малого и среднего бизнеса, развили аэропорт, привлекли много западных компаний с инвестициями и увеличили население города до полмиллиона человек. И все это — за 10-15 лет. Конечно, есть свои минусы и плюсы. Нельзя говорить, что у них все получилось идеально, возможно, там были резервы, которых у нас нет, но опыт очень интересный. Мы его можем применить.
— Какими вам видятся угрозы реализации проекта городской стратегии?
— В стратегии мы делаем большую ставку, опираемся на возможности Фонда развития моногородов, который финансирует целевые программы.
Понятно, что у нашего города нет средств чтобы финансировать масштабные. Сейчас, по крайней мере. Поэтому есть риск того, что наши проекты могут начать сворачивать, откладывать, замораживать, если в России экономические дела будут идти неважно.
Тогда мы можем откатиться назад во времени. Потому что городу не потянуть без федеральной поддержки большие интересные проекты, которые закладываются на много лет вперед. Но что-то город может сделать сам, наши внутренние резервы позволяют нам рассчитывать на свои силы. И здесь уже риски минимальные.
*Илья Евгеньевич Коротков — сын известного в Вологодской области политика и предпринимателя Евгения Николаевича Короткова, директора и совладельца АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», депутата Законодательного Собрания Вологодской области нескольких созывов.