Перейти к основному контенту
Вологда ,  
0 
Эксклюзив

Михаил Ананьин: «На нашей территории ТОСЭР состоятелен»

Заместитель мэра Череповца рассказал РБК Вологодская область об инвестиционных итогах 2017 год и о том, какие глобальные экономические задачи будет решать город в наступившем, 2018 году…
Михаил Ананьин, заместитель мэра Череповца
Михаил Ананьин, заместитель мэра Череповца (Фото: РБК Вологодская область)

2017 год стал для Вологодской области рекордным по части инвестиций, львиная доля которых пришлась на промышленную площадку Череповца, где на ЧерМК «Северстали» буквально за несколько часов до Нового года был введён в строй очередной металлургический агрегат. Пусть и без ожидаемой помпы, но свои новые агрегаты запустили и череповецкие химики из «ФосАгро».

Доминирующие предприятия не останавливаются

— На этом всё? Все всё построили, больше ничего никому не нужно, можно сидеть и спокойно распределять денежный поток по дивидендам?

— Я считаю, наоборот. Аналитика, которую я читаю, прогнозирует спрос на металлопродукцию…

— Это да, но в отрасли хронический переизбыток мощностей. К тому же сложная геополитическая обстановка. Зачем в этих условиях что-то строить, не проще ли сидеть спокойно, продавать метал при 70-процентной загрузке и делить дивиденды?

— Тем не менее в нашем город «Северсталь» рассматривает глобальные инвестиционные проекты — проекты реконструкции, рассчитанные на оптимизацию и модернизацию производства.

Я бы не хотел озвучивать планы «Северстали» раньше самой компании, но их инвестиционная программа на ближайшие 5 лет нас вдохновляет. Так что доминирующие в экономике города предприятия не останавливаются.

— А остальные?

— Кто ещё? Ключевые игроки здесь — это в первую очередь деревообработка. Проекты, которые начал Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, не завершаются. Мало того, интерес к ним мы увидели и у глобальных игроков — таких компаний, например, как Knauf. Есть и другие заинтересованные игроки, думаю, ряд проектов будет развиваться. Второе направление — машиностроение. Сфера более сложная в плане сроков инвестирования, заказов на объемы продукции. Здесь мы увидели и наши слабые места. Мы увидели, что наши машиностроительные предприятия очень слабо включены в кооперационные цепочки — и международные, и отечественные. Очень мало структур, которые способны быть агрегаторами комплектующих, собирающих изделие целиком.

Большей частью наши производители стараются попасть под глобальных игроков, либо в госкорпорацию с каким-то контрактом. Но это не тот формат, который ведет к быстрому развитию промышленности.

Поэтому здесь мы с коллегами-предпринимателями, с Агентством городского развития ищем возможные точки роста в кооперации с «Северсталью», «ФосАгро», компаниями из других регионов. Нашей площадкой заинтересовались коллеги из Татарстана, которые решают такую же задачу. И они, и мы понимаем: сегодня объем конечных изделий мал, потому что кооперационные цепочки плохо построены. И чем больше будет проникновение, тем лучше. Мы получили предложение по проработке инвестпроектов с татарскими предприятиями, они предлагают сотрудничество нашим компаниям. Это такое, я бы сказал, «веховое», этапное событие. Мы подвели предварительные итоги. Всё, что мы могли сделать для наших предпринимателей при поддержке Фонда Моногородов, Минэка, других федеральных структур, мы сделали и даем. Сегодня уже надо решать задачу глобального роста. И здесь мы видим встречное движение.

Парк на Территории

— Важный для города этап завершился в 2017 году — окончено строительство площадки Индустриального парка. Инвесторы должны туда заходить? Сколько их?

— Есть два начатых проекта. Один — завод фиброплит ЧФМК, второй — в стадии проектирования — производство решётчатых настилов, которое организуют ивановские предприниматели. Приходят архангелогородцы с проектом в сфере энергетического машиностроения, проявляют интерес череповецкие металлообрабатывающие предприятия.

— У Череповца есть Индустриальный парк и есть Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Чем они отличаются?

— Парк — территория, оснащённая инженерными системами, является частью ТОЭСР. А ТОСЭР — это вся территория города. Резиденты ТОСЭР не обязательно должны быть резидентами Индустриального парка.

— Как идёт наполнение парка и территории, на ваш взгляд? Дело в том, что в правительстве уже пошли разговоры об ужесточении сроков, отведённых на то, чтобы привлечь на территории развития необходимое количество резидентов...

— Может, кому-то наполнение парка покажется медленным. Но надо учитывать, что время сейчас непростое, а федеральное правительство нам поставило сложную задачу. Мы до 2020 года должны привлечь не менее 5 млрд рублей частных инвестиций и создать не менее 1030 рабочих мест. Если по первому показателю ситуация более-менее понятна, то по второму… Сейчас производства высокомеханизированные, автоматизированные и даже с крупным объемом инвестиций — под 3 млрд предприятие создает 150 — максимум 200 рабочих мест. И нам важно на оставшиеся площади привлечь резидента из отрасли с высокой стоимостью передела. Поэтому мы стараемся выбирать. По индустриальному парку задача в 2018 году — начать работы по всем площадкам.

Конечно, присвоение городу статуса ТОСЭР — это ключевое событие 2017 года, открывающее Череповцу окно возможностей. Мы получили поддержку у государства в виде налоговых инструментов.

Мы проводили очень консервативную политику в части увеличения местных налогов, у нас были споры, жесткие дискуссии с финансистами по поводу наполнения бюджета, но все-таки, на наш взгляд, мы нашли правильное решение — надо в непростой экономической ситуации проводить консервативную налоговую политику. И на региональном уровне это получило поддержку — были введены моратории на увеличение ставок определенных видов налогов. Мы рассчитываем на такое же понимание ситуации и на федеральном уровне. Сначала надо что-то создать, а уже потом с этого собирать налоги.

Судьба резидента

— Можно подробнее о резидентах ТОСЭР, реальных и потенциальных?

— Наша задача — за 10 лет привлечь не менее 40 резидентов, освоить объем инвестиций не менее 10 млрд рублей. Создать порядка 2 тыс. рабочих мест. Уверен, что на нашей территории ТОСЭР состоятелен. Есть зона промышленного развития, зона с высокой составляющей доходов населения. Да, они могут в определенные периоды падать, но в среднем они достаточно высокие. То есть в Череповце могут развиваться как производственные предприятия, так и предприятия сферы услуг. Мы проработали 12 инвестиционных проектов на резидентов в ТОСЭР. Два предприятия уже прошли стадию подачи заявки, они рассмотрены в Минэкономразвития…

— Это сложная процедура?

— Мы — АГР и управление экономической политики мэрии — помогаем сформировать заявку. Заявка подается в департамент экономического развития правительства Вологодской области. Там проходит её анализ, при необходимости собираются дополнительные данные.

Правила простые — не иметь налоговой задолженности, серого бизнеса, не проводить простой перерегистрации компании, реализовывать конкретные инвестиционные проекты.

Первые две заявки были очень оперативно проработаны, мы получили согласование Минэкономразвития — 13 и 23 декабря два предприятия стали резидентами ТОЭСРа. Это череповецкое предприятие пищевой промышленности «Юг Финанс», которое создаёт линию по производству французских булочек. Инвестиции-более 300 млн рублей. Надо сказать, что они долго выбирали эту нишу, изучали сбыт. Но это реальные инвестиции. В январе-феврале должен состояться пуск этого производства. Второе предприятие — ООО «Механика», пришло из московского региона, специализируется на производстве вездеходной техники.

— Нет, всё-таки точно мы в РБК Вологодская область год назад дали определение: Череповец становится «столицей вездеходов». Впору создавать здесь всероссийский конструкторский центр…

— Да. Мы сейчас мы с Оксаной Андреевой (директор череповецкого Агентства городского развития, РБК) думаем, как нам построить соответствующий диалог в Минпромторге… Как раз этот кластер машиностроения, работающий в жёстких условиях, на Севере, очень успешно развивается именно здесь, у нас. Это, кстати, соответствует и ментальности наших мужчин… Они любят всю эту силовую технику: вездеходы, болотоходы, — что летом, что зимой. Летом — моторы, катера, зимой — снегоходы. И, чем наш регион не реальный испытательный стенд, где люди в реальных условиях могут пробовать технику. Это, на мой взгляд, позволяет удачно реализовывать такие проекты. Мы ждем новые заявки. Кстати, специально для того, чтобы привлечь больше резидентов из разных отраслей, мы расширили перечень «оквэдов» и понизили критерии получения статуса резидента ТЭСЭР…

Дешёвые деньги и сертификаты

— Что показывает практика: предприятия каких отраслей проявляют бОльший интерес?

— Тенденции приблизительно равнонаправленные. Возможностями территории интересуются все отрасли — и пищевая, и электротехника, и машиностроение, и производство стройматериалов, и деревообработка. Для нас важно, что мы можем предложить инвесторам достойный пакет условий для развития инвестиций. В Череповце вы можете получить всё, что захотите. Кроме того, пока Череповец не вышел из категории моногорода, мы будем продолжать практику привлечения средств Фонда моногородов, которую опробовали на проекте ЧФМК по производству фиброплит — там свыше 700 млн руб. привлечено под 5% годовых.

Мэр города поставила перед нами задачу поиска новых дополнительных источников получения федеральных средств под минимальные проценты.

И ближайшим направлением станет отработка федерального Фонда развития промышленности. Мы должны понять, готовы ли наши предприниматели в будущие свои проекты такие средства привлекать. Мы считаем, что наши предприятия могут выходить на такие проекты и будем в первом полугодии 2018 года это отрабатывать.

— Какие ещё задачи предстоит решить в новом году?

— Еще одна задача — развитие кооперации наших предприятий, включение их в международные производственные цепочки. Это задача сложная, состоит из нескольких составляющих. Первая — доведение нашей продукции до уровня, соответствующего международным стандартам. Это получение сертификатов, в первую очередь, европейских. Как это делать? У нас есть соответствующие структуры, которые сертифицируют продукцию, но как правило, это отделения глобальных игроков, сосредоточенные в Москве, они работают с крупными промышленными предприятиями нефте-, газохимического комплекса. С соответствующей ценовой политикой, недоступной нашему леснику или пищевому предприятию. В результате происходит резкая отсечка производителей полуфабрикатов от международного рынка. На наш взгляд, облегчение этих процессов выхода на международный рынок без посредников, съедающих добавленную стоимость, является ключевым звеном.

И мы затеяли такую игру: давайте попробуем создать здесь, на месте, ядро сертификации продукции по международным стандартам по доступным ценам.

Отчасти у нас такие компетенции из-за присутствия крупного бизнеса, накоплены. У нас мощный центр стандартизации и метрологии, мощные частные игроки. И мы сейчас решаем эту задачу формирования принципиально другой политики ценового предложения для сертификации наших предприятий. Мы привлекли финских партнеров. Финнам это интересно, потому что у них система сертификации поддерживается государством. Эта компания полугосударственная, они проводят государственную политику в отношении продвижения своей продукции. Они увидели в нашей инициативе перспективу: она позволит и иностранному бизнесу прийти на наши рынки, найти здесь партнеров. Это новый вызов. 5 лет назад мы об этом даже не говорили. А сейчас уже найдены интересные контакты, предприятия экспортируют металлопродукцию... На Международном экономическом форуме, зафиксировано и встречное движение — интерес к нам европейских компаний. И это только начало.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 21 сентября
EUR ЦБ: 103,38 (+0,13)
Инвестиции, 20 сен, 17:42
Курс доллара на 21 сентября
USD ЦБ: 92,58 (-0,11)
Инвестиции, 20 сен, 17:42
Все новости Вологда
Минобороны рассекретило архивные документы об освобождении ТаллинаПолитика, 02:45
Le Figaro рассказала, как задержание Дурова изменило политику TelegramПолитика, 02:17
В Одессе женщины перекрыли дорогу у военкоматаПолитика, 02:06
Алаудинов сообщил о 60 отступивших из Курской области военнослужащих ВСУПолитика, 02:04
Небензя заявил о провоцировании войны организаторами взрывов в ЛиванеПолитика, 01:40
The Times узнала о плане Лондона и США тайно разрешить бить вглубь РоссииПолитика, 01:19
На севере Харькова прогремели взрывыПолитика, 01:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Breaking Defense назвал возможную причину крушения F-16 на УкраинеПолитика, 01:02
Против Кеннеди-младшего начали расследование из-за отрезанной головы китаОбщество, 00:53
Украинский дрон повредил трансформатор подстанции рядом с Запорожской АЭСПолитика, 00:50
Лавров назвал шуткой заявление Путина о поддержке ХаррисПолитика, 00:25
«Страна» узнала о возможной отставке Умерова и БудановаПолитика, 00:14
В Брянской области сбили 13 дронов менее чем за часПолитика, 20 сен, 23:56
Шольц отказался поставлять Украине ракеты, способные долететь до МосквыПолитика, 20 сен, 23:52