Лента новостей
Все новости Вологда
СМИ узнали о предложении регионов скорректировать критерии нуждаемости Общество, 06:48 Два человека погибли в ДТП с микроавтобусом на Ставрополье Общество, 06:37 Двух пьяных дебоширов рейса Новокузнецк — Москва доставили в полицию Общество, 06:21 Mail.ru Group запустила голосового помощника «Марусю» за $2 млн Технологии и медиа, 05:57 Циклон оставил без электричества жителей нескольких районов Сахалина Общество, 05:31 CNN узнал о планах США перебросить на Ближний Восток дополнительные силы Политика, 05:04 Эксперты предупредили о модернизации странами ядерного оружия Политика, 04:46 Гройсман предложил партиям Тимошенко и Порошенко «отдохнуть на пенсии» Политика, 04:25 Два человека погибли при пожаре в жилом доме на севере Москвы Общество, 04:04 СМИ узнали об окончании испытаний модернизированного Ми-28НМ Политика, 03:53 В результате ДТП с автобусом в Венесуэле погибли 16 человек Общество, 03:45 Первый рисунок Гогена продали на аукционе во Франции за €80 тыс. Общество, 03:33 Уругвай разгромил Эквадор в матче Кубка Америки Спорт, 03:10 СМИ узнали о желании Лондона «разморозить» дипотношения с Москвой Политика, 03:01
Вологда ,  
0 
Дмитрий Зайцев: «Нужна среда, в которой бизнес будет развиваться»
Новый руководитель Череповецкого отделения РСПП рассказал РБК Вологодская область о том, как площадка Российского союза промышленников и предпринимателей может способствовать созданию в городе благоприятной бизнес-среды.
Руководитель Череповецкого отделения РСПП Дмитрий Зайцев (Фото: РБК Вологодская область)

В конце июня бизнес-сообщество Череповца единодушно поддержало избрание генерального директора ООО «КИПМЕТСЕРВИС» Дмитрия Зайцева руководителем городского отделения РСПП. И буквально сразу была начата работа над стратегией и планом работы предпринимательского объединения. Первыми результатами Зайцев поделился с редактором РБК.

— Что категорически не устраивало в работе отделения, для чего были затеяны перемены?

— Моя компания является членом РСПП. Я прекрасно знаю, что в городской организации были разные времена: всплески активности, застой. В последнее время какой-то системной работы мы не видели: собирались, голосовали, расходились. А ведь РСПП — серьезная площадка, одна из реально действующих, где бизнесу можно отстаивать свои интересы, выходить к власти с консолидированной позицией и добиваться результата. Убеждён, эта площадка может и должна способствовать развитию бизнеса.

— В чём, на ваш взгляд, может быть ключевая роль РСПП?

— Думаю, наша организация ни в коем случае не должна дублировать уже существующие институты развития бизнеса. У нас, например, есть Агентство Городского Развития, которое успешно делает свою работу. А РСПП должен стать системной платформой, дополняющей усилия организаций поддержки бизнеса: АГР, Инвестиционного агентства, «Опоры России» и т.д. Мне бы хотелось, чтобы на базе РСПП определялись и прорабатывались ключевые, значимые для бизнеса направления развития. Мы должны идти единым фронтом, продвигая инициативы бизнеса, совместно развивать проекты, которые направлены на формирование благоприятного предпринимательского климата. И у нас уже такое видение есть.

— О чём может идти речь, например?

— Например, о бизнес-кооперации. Про неё сейчас много говорят. В основном речь идёт о кооперации с крупным бизнесом. Здесь, на мой взгляд, что-то получается лучше, что-то хуже.

Недавно мой московский коллега рассказывал о том, каким ему представляется Череповец: депрессивный город, в котором всё подминают и отстраивают под себя «Северсталь» и «Апатит», поэтому здесь нет свободы в бизнесе, нет активного слоя предпринимателей.

Я с такой точкой зрения не согласен, считаю, что наличие двух таких индустриальных гигантов — огромный плюс для малого и среднего бизнеса, который может получить хорошую основу для рывка как раз от крупных компаний, если сумеет грамотно выстроить с ними работу. Это, кстати, понимают и на «Северстали», поэтому активно пытаются работать с малым и средним бизнесом: создают специальные электронные ресурсы, привлекают в систему своих поставщиков, расширяют процесс аутсорсинга. Не все идет гладко, но вектор правильный, в этом направлении нужно работать. Но мы рассматриваем бизнес-кооперацию более широко.

— Это как?

— Мы часто ищем заказы и партнёров за тридевять земель по одной простой причине: мы (я имею в виду нашу городскую и региональную бизнес-среду) плохо знаем друг друга. Есть небольшие группы «по интересам» — кто-то дружит, кто-то в хоккей играет вместе. А хорошо разработанного информационного поля нет. Если взаимодействие крупного бизнеса с малым и средним можно назвать «вертикальной» кооперацией, то наши отношения между собой — это кооперация «горизонтальная». И такой продукт есть уже сейчас.

Это проект «Электронная бизнес-кооперация», который уже несколько лет реализует Агентство Городского Развития. Ресурс ЭБК представляет собой информационную площадку о закупках крупного и среднего бизнеса Вологодской области. В этом году площадка будет существенно модернизирована, появится много дополнительных возможностей для кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Например, виртуальный конструктор поможет найти партнеров в он-лайн режиме и самостоятельно построить кооперационную цепочку. ЭБК позволит осуществлять сделки, люди смогут искать партнёров по бизнесу, субподрядчиков, выкладывать свои предложения и потребности. Надеюсь, этой осенью этот ресурс будет представлен общественности. Череповецкое отделение РСПП будет стараться внести свой вклад в развитие площадки, чтобы довести этот проект до умов руководителей предприятий, вовлечь их в этот грандиозный, не имеющий аналогов на Вологодчине проект.

— Но, наверное, все потребности компаний внутри одного региона закрыть не удастся?

— А для этого есть следующий шаг — межрегиональная кооперация бизнеса. Мы общаемся с предпринимателями из Архангельска, Мурманска, Питера и видим основу для взаимного интереса. Многих из них опять-таки привлекают «Северсталь» и «Апатит», но они не могут полноценно начать с ними работать — нужна опора здесь, на месте: нужно либо локализовать бизнес, либо найти местных надёжных партнеров, либо создать совместную компанию и уже заходить, работать и развиваться. С другой стороны, у череповецкого бизнеса есть интерес в столицах, соседних областях. До конца года, например, мы планируем заключить договор с Санкт-Петербургским отделением РСПП, наладить с ним обмен информацией.

— А ещё постоянно идут разговоры (в том числе и на уровне АГР) о том, что в экономику Череповца готовы вкладываться финские, немецкие и т.п. предприниматели...

— Так и есть. Это не досужие домыслы. У моей компании есть совместное предприятие с финнами. Возможно, до конца года появится еще одно. Интерес есть. При понятном бизнес-плане, при желании играть «в длинную», они готовы сюда заходить. В том числе их привлекают наши крупные предприятия, им интересно развиваться в нашей стране. А Череповец в этом случае выступает «местом старта» — такой отправной точкой. И это направление — международную кооперацию — тоже надо активно развивать.

— С бизнес-кооперацией понятно, но, насколько мне известно, есть немало проблем, связанных с законодательством, налоговым, в частности, которые серьёзно влияют на бизнес-климат. Вы планируете как-то работать в этом направлении?

— Да, мы много разговаривали об этом. Не случайно я предложил быть моим заместителем в РСПП руководителю череповецкой «Опоры» Игорю Истомину, у которого уже богатый опыт взаимодействия с властью, в том числе законодательной.

Я убеждён: нам в плане законотворчества необходимо пытаться быть всегда на шаг впереди, а не просто реагировать на законопроекты, когда уже сделать ничего нельзя.

В РСПП много комитетов и комиссий, в которых обсуждаются, проходят экспертизу многие законы, которые могут оказать влияние на бизнес. И до сегодняшнего дня в этих органах союза предпринимателей не было ни одного представителя из Череповца, если не считать, конечно, Алексея Мордашова, который в РСПП руководит одним из комитетов. Я не знаю, почему это так. Но думаю, что если и дальше ничего не делать, то точно ничего и не будет меняться к лучшему. А если постучаться в эти двери, возможно, они откроются. Во всяком случае ряд наших бизнесменов серьёзно отнеслись к этой идее, готовы участвовать в работе этих комитетов и стараться играть на опережение в некоторых моментах.

— Чем ещё ваш союз может помочь предпринимателям?

— Вопросов много. Отдельный блок связан с обучением. Все руководители компаний, которые входят в наш совет РСПП, понимают, что проблема кадров — острая проблема. Есть опорный вуз — ЧГУ, другие учебные заведения. Но ребята получают там образование, которое чаще всего нужно ещё «дошлифовывать», давать практические ориентиры. Поэтому мы бы хотели выстроить диалог между работодателями, вузами и ссузами по поводу практики студентов, отбора лучших проектов, — много вопросов хотелось бы решить.

Отдельного внимания требует вопрос развития инноваций. С этим, кстати, согласен и крупный бизнес: и «Северсталь», и «Апатит» испытывают острую потребность в инновациях — без этого им не выжить.

Если мы хотим идти вперед, должны опережать своих конкурентов. Это можно сделать только за счет нестандартных решений, инноваций. Причем, инноваций во всём — в технологии, оборудовании, управлении, в структуре.

А если, к примеру, брать какие-то технологические решения, то я считаю, что небольшим компаниям даже проще работать в этом направлении. Для этого нужно иметь широкий кругозор, впитывать лучшие практики, находить решения и упаковывать их в свой бизнес-кейс, чтобы потом пытаться внедрить его на крупных предприятиях. В итоге предприятия МСП получают серьёзного заказчика, который может обеспечить безубыточность проекта на стартовом этапе. А дальше — пожалуйста, развивайся.

— Вы нарисовали впечатляющую картину — поле для работы широкое и, как можно понять, «непаханое». Кто будет этим всем заниматься?

— Да, нужна хорошая команда. И она уже подбирается. Мы использовали опыт других городов, где в подобные рабочие группы входят представители власти и бизнеса. И в нашем городском совете РСПП подобрались, с одной стороны, представители руководства города — заместитель мэра Михаил Ананьин, руководитель АГР Оксана Андреева. С другой, — члены бизнес-сообщества, работающие в разных отраслях городской экономики. Так, деревообработку представляет замгендиректора ЧФМК Илья Коротков, пищевую отрасль — Владимир Ламтев, гендиректор Череповецкого мясокомбината, интересы строительной отрасли — Николай Бондарев, руководитель «Коксохиммонтаж-2», Иванов Денис, гендиректор «СК Вектор». Также в состав правления вошли Марина Демина, представитель НП «СРОО «Экспертный Совет» по Вологодской области, она занимается вопросами юридической защиты предпринимателей, и Дмитрий Монахов, член совета Ассоциации «Добровольное Объединение Строителей», представляющий интересы саморегулируемых организаций строительной отрасли.

Интересный у нас получился состав, куда вошли стейкхолдеры, каждый из которых готов заниматься не только своими проблемами, но и проблемами своих коллег. Важно, что хороший диалог идет с руководителем регионального РСПП Вадимом Германовым. Мы уже обсуждали с ним стратегию, он наши идеи поддерживает, ему это интересно. Хотим привлечь к более активной работе в союзе представителей АО «Апатит». У Череповца огромный потенциал.

Многие серьёзные экономисты на вопрос «нужно ли помогать бизнесу?» отвечают, что ему вообще помогать не нужно, нужно создать среду, которая будет способствовать развитию бизнеса. Я бы хотел, чтобы такая среда создавалась на базе РСПП.

И честно говоря, я поражен активностью людей. Я пока не знаю точно, с чем она связана. Но люди увидели программу, концепцию развития, они нам доверяют, их это вдохновляет, они говорят, что им «не хочется быть в союзе просто «для галочки». Они готовы поработать, чтобы изменить экономику города к лучшему.

Игорь Истомин, руководитель череповецкого отделения «Опора России»:

Игорь Истомин (Фото: РБК Вологодская область)

— Я принял предложение Дмитрия стать его заместителем, потому что деятельность «Опоры России» и РСПП во многом совпадает. Главное — защищать интересы предпринимателей. А с помощью РСПП можно реально продвигать и лоббировать интересы череповецкого бизнеса. Это совпадает с интересами руководства города: если у бизнеса хорошо идут дела — развивается городская экономика, наполняется бюджет Череповца, открываются новые рабочие места.