Анатолий Мариничев — РБК: «У всех стало больше оптимизма»
Как стать банком «первого выбора»
— Промсвязьбанк и банк «Возрождение» объявили о возможном объединении? Что стоит за этим решением? Насколько оно своевременно?
— Это решение, к которому оба банка шли в течение года. В 2016 году банки начали обмен компетенциями, то есть интегрировали свои системы, обменивались базами, использовали лучшие практики друг друга и анализировали продукты друг друга, чтобы выбрать наиболее выгодные и эффективные продукты для клиентов. Банк «Возрождение» (БВ) вошел в состав холдинга Промсвязькапитал* (ПСК) в 2015 году. Банковские активы ПСК после сделки по приобретению «Возрождения» увеличились до 1,6 трлн рублей, что позволило холдингу занять место в ТОП-3 частных банков по активам и ТОП-6 по депозитам. С течением времени стало понятно, чтобы оставаться лидером — надо объединять усилия. Поэтому, 26 октября состоится Собрание акционеров, на котором уже будет принято окончательное решение. Объединение состоится на балансе ПАО «Промсвязьбанк», с юридической точки зрения у клиентов Промсвязьбанка никаких изменений в реквизитах не произойдет.
— В связи с объединением задачи банка в регионе изменятся?
— Мы ставили и ставим задачу-максимум — стать банком «первого выбора» для физических и юридических лиц. А значит, мы должны предлагать быстрые, технологичные решения и конкурентные по стоимости.
Если взять лучшее от каждого банка, то это сделать проще. А если мы будем сильнее, эффективнее и технологичней — будет больше выгод для клиентов и партнеров.
Мы никогда не были айсбергом с одним вектором развития, мы планомерно развиваем работу с розничными клиентами, малым, средним и крупным бизнесом. Всё это позволило найти нам «своего клиента» и предлагать качественный и нужный продукт юридическим и физическим лицам.
— Изменится ли региональная стратегия развития?
— Наша цель — по итогам 2020 г. стать лучшим частным банком в России. Промсвязьбанк занимает 9 место по активам среди банков, работающих на рынке РФ, являясь 4-м по величине частным российским банком. Мы твердо намерены увеличить масштабы бизнеса. Стратегия развития в регионах меняться не будет. У нас уже сейчас есть видение какой должна быть региональная сеть банка. Мы работаем не только над качеством облуживания, но и сервисом. Здесь мы предлагаем клиентам новые форматы обслуживания. Например, в Ставрополе стартовал пилотный проект офиса нового формата — открытого совместно с Центром поддержки предпринимательства. Это единая среда и полный цикл услуг и знаний для клиентов МСБ. Еще один пилот — перевод офисов, ранее работавших 5 дней в неделю, на 7-дневный режим работы. Также мы развиваем сотрудничество с МФЦ. Например, в Тольятти и в Рязани уже открыты окна МФЦ на базе наших офисов. Теперь наши клиенты могут не только получить финансовые услуги, но и оформить все документы. Сервис доступен для физических и юридических лиц. Однозначно, все эти проекты будут масштабироваться на всю региональную сеть.
— По итогам 2016 года Промсвязьбанк признан лидером российского рынка факторинга**, развитие этого направления помогает привлекать клиентов?
— Да, число корпоративных клиентов банка растет, они представляют такие отрасли, как связь и телекоммуникации, атомная, текстильная и пищевая промышленность, транспорт, электроэнергетика, авиация и машиностроение. На рынке факторинга мы активно работаем более пятнадцати лет, для нас это одно из ключевых направлений. Промсвязьбанк предоставляет весь комплекс услуг по внутреннему и международному факторингу, и, можно сказать, является «законодателем моды» в этом бизнесе в России. По итогам 2016 года Промсвязьбанк признан лидером российского рынка факторинга по количеству клиентов, активно использующих этот финансовый продукт, и подтвердил лидерство в международном факторинге. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») вручило награды на конференции «Факторинг в России — 2017», где были подведены итоги ежегодного исследования российского рынка.
— Промсвязьбанк всегда считался корпоративным банком, банком для крупных предприятий. А как вы относитесь к розничному рынку банковских продуктов?
— Мы универсальный банк и у нас сбалансированная линейка продуктов: оптимальный выбор дебетовых карт c cash back, с накоплением миль, бонусная программа, кредитные карты с длинным grace периодом, выгодные вклады со ставками выше чем у гос. банков, потребительские кредиты, ипотека и зарплатные карты. В принципе, к нам может прийти любой клиент — частное лицо и мы решим любой финансовый вопрос. Мы следим за развитием технологий и стараемся сделать так, чтобы клиенты совершали максимум операций онлайн: заказывать карты, открывать вклады, оплачивать счета. В прошлом году мы первые запустили онлайн-кредит под названием «Турбоденьги», доступный в интернете или мобильном банке. Продукт полностью автоматизирован, начиная от анализа финансового состояния заемщика до самой выдачи проводятся без участия человека. Это снижает его себестоимость и, следовательно, конечную стоимость для заемщика.
В числе наших приоритетов — развитие небанковских привилегий, которые не менее важны, особенно, когда позволяют учесть интересы семьи.
Это, к примеру, сервис по возврату налогов, актуальный для клиентов, которые совершают сделки с недвижимостью, активно инвестируют, вкладывают в качественное образование для себя и детей.
Для состоятельных клиентов и их семей Промсвязьбанк предлагает программу премиальных банковских услуг Orange Premium Club, которая сделает жизнь более комфортной. Наконец, рад сообщить, что сегодня вологжане имеют возможность получить в нашем офисе такой актуальный продукт, как ипотечное кредитование.
«У всех стало больше оптимизма»
— А что происходит сейчас с вкладами на фоне всех негативных публикаций в СМИ последнего времени?
— Да, в последнее время банки попали в зону «особого внимания» СМИ. На этом фоне клиенты сейчас обращают больше внимания не столько на ставку по вкладу, сколько на надёжность банка. И отмечу, что в такой ситуации за 3 квартал объем вкладов в Вологодском офисе вырос на 4,25%. Нам доверяют наши вкладчики, в связи с чем оттока вкладов мы не наблюдаем, а наоборот видим приток клиентов.
Основываясь на своём опыте могу посоветовать читателям РБК не бежать в тот банк, который предлагает чрезмерно большие проценты (если это больше 9% годовых, то есть повод насторожиться).
Для начала не мешает посмотреть отчётность банка, его рейтинги, удостовериться, что все вклады застрахованы в АСВ.
— Всё-таки основной вектор развития вашего банка — работа с бизнесом. Вы видите здесь положительную динамику? Кредитование возобновилось?
— Да, Промсвязьбанк — партнёр бизнеса любого масштаба. Действительно, последние два года были сложными, особенно для малого бизнеса. Многие ушли с рынка, впрочем, есть компании, которые смогли найти для себя новую нишу и даже выйти на международные рынки. По итогам нашего ежеквартального исследования — Индекс Опоры RSBI, на протяжении двух кварталов мы видим положительную динамику и рост всех показателей.
Мы постоянно общаемся с бизнес-сообществом и отмечаем что у всех стало больше оптимизма, все приняли новые условия игры.
В целом, ставки по кредитам сейчас практически на докризисном уровне, хорошо работают программы господдержки. Мы как банк, тоже оптимизировали свою продуктовую линейку, сделали ее более выгодной для клиентов.
— Например?
— Например, мы предлагаем клиентам качественный расчетный сервис с возможностью более эффективно использовать текущую ликвидность. Компания может подобрать тариф под масштаб своего бизнеса и свои потребности, кроме этого мы даем ей возможность зарабатывать на остатках. У нас накоплена огромная экспертиза в вопросах, работы на международных рынках: можем не только подобрать необходимый продукт, но и помочь во взаимодействии с иностранными контрагентами. Ну и, как я уже говорил, банк активно реализует свою digital-стратегию.
— Не могу не задать вопрос, связанный с темой, которая неоднократно поднималась во многих СМИ: «московское кольцо банков» на самом деле существует? Что связывает четыре банка: ПСБ, «Открытие», МКБ и Бинбанк.
- «Московское кольцо» выдумали СМИ и этот термин появился в середине августа. Да, мы сотрудничаем с этими банками, были сделки в рамках рынка. Промсвязьбанк ни с кем из этих банков, про которые вы говорите, не связан никакими особенными отношениями. Промсвязьбанк самодостаточный, с хорошей подушкой ликвидности, поэтому я уверяю что термин «московское кольцо» — хороший ход прессы. И ничего больше.
(*также владеет Промсвязьбанком)
** Факто́ринг — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.