Перейти к основному контенту
Вологда ,  
0 

Сергей Бурцев — РБК: «Монобрендовом дилеру в регионе просто не выжить»

Глава компании «Прайм Моторс» рассказал редактору РБК Вологодской области о причинах нового роста автопродаж, о том, какие автобренды имеют шанс на успех и том, почему не жалеет, что занялся этим бизнесом.
Генеральный директор группы компаний «Евразия Моторс» Сергей Бурцев
Генеральный директор группы компаний «Евразия Моторс» Сергей Бурцев (Фото: СамолётЪ)

Некачественный рост

— В России продажи новых легковых автомобилей и LCV в июле 2017 г. увеличились на 18,6% год к году до 129 685 штук, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Двузначный рост рынка продолжается третий месяц подряд, причем он не ослабел даже с наступлением пика сезона отпусков. Что можно сказать о ситуации на рынках Череповца и Вологды?

— Каждый регион имеет свою специфику. Есть Москва с определенным уровнем доходов своего населения, а есть регионы. Где тоже есть различия между, к примеру, Краснодарским краем и Вологодской областью, которая сегодня не является лидером по своему экономическому развитию. Естественно, это отражается на всех сферах потребительского спроса: уровень зарплат средний и активность потребительского спроса на среднем уровне.

Рынок продаж автомобилей Вологодской области находится сейчас не в лучшей форме. Он раньше федерального рынка начал снижаться в кризис и немного раньше начинает восстанавливаться.

Положительная динамика действительно наблюдается уже несколько месяцев. Ничего неожиданного в этом нет, это вполне предсказуемая ситуация.

Фото: СамолётЪ

— На чем основывались, когда строили планы?

— Продажи могут расти под влиянием нескольких факторов: например, повышение уровня автомобилизации, вызванное ростом доходов. Семья, к примеру, из 4 человек может себе позволить иметь 2 автомобиля. Или по одному, но каждая семья. Сегодня этот показатель снижается. Значит, это не причина роста продаж.

Сегодняшняя причина роста — это завершение срока владения теми автомобилями которые массово приобретались в докризисные годы.

Раньше авто меняли через 3-4 года. Сейчас средний срок владения авто увеличился. Но процесс замены автомобиля невозможно откладывать до бесконечности. Машина в возрасте 5-6 лет с пробегом более 100 000 км начинает требовать повышенных расходов на содержание, возникает экономическая целесообразность замены.

Также мы видим понимание покупателей сегодня того, что цены на автомобили не только не будут снижаться, но и вырастут еще. Меры господдержки не вечны и могут быть сокращены или полностью отменены в любой момент, а значит нужно торопиться.

Рост продаж автомобилей скорее всего будет ограничен по времени, если все-таки не начнется восстановления экономики и реального роста доходов населения.

«Портфель» брендов — залог стабильности

— Недавно вы приобрели в Череповце салон Hyundai. В чём экономический смысл этого приобретения?

— Покупка дилерского центра успешного бренда Hyundai — это вполне логичное событие для нас. В любом бизнесе нужно или развиваться, или уходить с рынка. Автобизнес не исключение.

- То есть больше шансов быть успешными у компаний, которые имеют много брендов в «портфеле»?

Быть монобрендовой дилерской компанией в регионе сегодня невозможно, просто не выжить.

- Безусловно, большой портфель брендов несет в себе множество обязательств перед дистрибьюторами. Специфика требований каждого бренда и условия сотрудничества требуют больших ресурсов и квалифицированной команды.

— И дилеры АвтоВАЗа тоже не могут себе это позволить?

— АвтоВАЗ не исключение. Если мы посмотрим на статистику, сколько брендов было в 2006 году у одного дилера и сравним с сегодняшним днём, то увидим, что рост произошел в разы. Сегодня регионов, где дилер занимается только одним брендом, практически не осталось. И если такие дилеры всё-таки есть, надо понимать, что они не стабильны, финансово неустойчивы, и их перспективы– либо закрыться, либо продаться пока есть такая возможность.

— Какие бренды имеют больше шансов на успех у потребителя?

— Все просто, в условиях сокращения доходов, люди покупают то что дешевле и имеет максимально выгодное cоотношение цены и качества. Поэтому автомобили таких брендов, как Киа, Хендэ, Ниссан, Шкода, Лада имеют стабильный спрос. У их моделей высока доля локализации производства, поэтому ниже стоимость чем у конкурентов.

А вот премиальные бренды испытывают большие трудности и не растут даже на уровне рынка.

Дорогие автомобили становятся менее востребованными, исключение разве что Мерседес. Хотя многие эксперты пророчили в начале кризиса им большую стабильность. Премиум бренды позднее отреагировали на падение рынка в начале кризиса, реагировать на восстановление рынка возможно начнут позже.

Фото: СамолётЪ

— Вы сказали о падении спроса на авто премиальных брендов, но на дорогах региона немало подержанных авто премиальных марок…

— В кризис продажи новых автомобилей снижаются, а подержанных растут. Но обычно, когда острая фаза кризиса минует, потребитель оправляется от первоначального шока и начинает логически мыслить, ведь покупка нового автомобиля экономически для него на самом деле более выгодна. Рынок подержанных авто уже начал демонстрировать худшую динамику чем рынок новых.

— Вы работаете на этом рынке?

— Конечно. Во всех наших центрах есть услуга trade in, в зачет стоимости нового авто мы принимаем старый. Эта услуга стремительно набирает популярность — сегодня порядка 40% всех покупателей предпочитает пользоваться ей. А в Москве и Санкт-Петербурге — этот результат еще выше.

«Теоретически возможно всё»

— Если сравнить, например, Череповец и Москву, на каких стадиях насыщения авторынок в этих городах?

— Есть Россия, а есть Москва. Два разных мира. Совершенно разные возможности, обусловленные значительно более высоким уровнем доходов и как следствие покупатели там имеют иные предпочтения. Если мы ведем речь о продаже таких марок как Мерседес, БМВ, Лексус, Ауди, то большая часть автомобилей этих брендов продается именно в Москве. В регионах они продаются в значительно меньших количествах. О насыщенности же московского рынка в целом говорить сложно, потому что в Москве мы не работаем.

— А хотели бы?

— Мы рассматриваем разные возможности. Но пока об этом говорить рано.

— Складывается впечатление, что продажа авто — тяжелый бизнес. Так было всегда, даже, когда вы начинали им заниматься? Не жалеете о своём выборе?

— Дилерский бизнес- это не только и не столько продажи. Список услуг, предоставляемых клиентам помимо этого: продажа запчастей, техническое обслуживание, все виды ремонта в том числе кузовной ремонт, страхование и кредитование. Это безусловно непростой в управлении операционный бизнес, который требует постоянного контроля и квалифицированных сотрудников. Он всегда таким был, а сегодня стал еще более сложным. Жалеть не жалею. Пытаюсь вырабатывать в себе конструктивное отношение к трудностям.

Электрический мыльный пузырь

— Вам приходится контактировать с автопроизводителями. О каких новых веяниях в автоиндустрии можно говорить, чего ждать в ближайшем будущем?

— Эксперты говорят сегодня много, о чем. О закате эпохи автомобилей с ДВС и началом эпохи электрокаров. И о поколении Y предпочитающем все покупать в интернете, в том числе автомобиль.
Отношусь к этому спокойно, время покажет насколько эти прогнозы верны.

В мире где никто не умеет делать точные прогнозы погоды на завтрашний день, любой прогноз развития на 10 лет вперед может оказаться в равной степени как правдой, так и научной фантастикой.

— Сейчас много говорят о перспективе бурного роста электромобилей и гибридов (Tesla, Volvo). Как вы относитесь к этому направлению в автопроме, как оцениваете его российские перспективы? Есть ли у нас в области хоть один электромобиль?

— Есть компания Tesla, которая считается безусловным лидером в производстве электромобилей. Ее капитализация недавно превысила капитализацию компании Форд. При этом Тесла производит 75 000 автомобилей, а Форд почти 6 млн. автомобилей. Прибыль компании Форд — порядка 5 млрд долларов, а Тесла имеет убыток почти миллиард долларов.

На мой взгляд, это ненормально, Надувается очередной мыльный пузырь на фондовом рынке. Существует очень серьезная переоценка потенциала рынка электрокаров. По сути этого рынка, еще и не существует, доля электрокаров в мире составляет менее 1%. При этом продаж в странах, где отсутствует субсидирование государством покупки, практически нет.

Каждый производитель сейчас заявляет о планах всерьез заниматься электрокарами, некоторые говорят о том, что вообще будут заниматься только ими, например, Вольво.
Учитывая прогнозируемый низкий уровень цен на нефть и бензин в ближайшие 5-7 лет, я не уверен что в таких условиях спрос на электрокары. Просто нет экономического стимула покупать его. За возможность экономить на топливе вы переплатите за автомобиль минимум в 1,5, а то и в 2 раза. В нашей стране никто не обсуждает планов по субсидированию покупки электрокара, бюджет и так пустой.
Кроме того по-прежнему нет инфраструктуры, далеко за город вы не сможете уехать. Ресурс АКБ достаточно низкий- не более 400-500 км, а стоимость самой АКБ запредельная. Но технологии возможно будут развиваться, емкость аккумулятора со временем увеличиться, а с увеличением объемов производства будет снижаться стоимость автомобиля и постепенно электрокары станут реальностью на дорогах Вологодской области. Пока же они являются лишь экзотикой. В области, по-моему, нет ни одного полноценного электрокара, лишь гибридные модели.

Фото: СамолётЪ

— А что вы думаете ещё об одной идее — массовой переориентации потребителей с покупки авто на «покупку мобильности»: услуг каршеринга и т.п.?

— Каршеринг — это та же аренда автомобиля, только на короткий срок. Я бы не сказал, что она успела получить широкое распространение в России. Попытки операторов наладить работу есть, но охват очень малый. А нужно, чтобы работало по-другому — удобные и большие стоянки для авто в шаговой доступности в каждом крупном районе, очень значительно количество автомобилей, чтобы потребитель был уверен, что сможет уехать. Данные условия сложно реализовать даже в условиях значительного спроса на услугу, то есть в Москве это может еще как-то работать, но в регионе представить подобное пока сложно.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 30 марта
EUR ЦБ: 99,53 (-0,18)
Инвестиции, 16:47
Курс доллара на 30 марта
USD ЦБ: 92,37 (+0,1)
Инвестиции, 16:47
Все новости Вологда
Муфтий наградил медалью спасавшего посетителей «Крокуса» подростка. Видео Общество, 16:48
КХЛ объявила о продлении следующего сезона до мая Спорт, 16:46
В Москве по делу об экстремизме арестовали журналистку Sota Vision Политика, 16:46
Вологодская область получит деньги на модернизацию системы ЖКХ Вологда, 16:39 
Тренер Хаби Алонсо объявил о решении остаться в «Байере» Спорт, 16:36
МИД предупредил о перспективе Армении остаться «у разбитого корыта» Политика, 16:28
В Путилково привезли еще обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе». Видео Общество, 16:22
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Силовики пришли с обысками в криптообменник в «Москва-Сити» Общество, 16:22
Окна в пол и угловое остекление: квартиры, где всегда много света РБК и ПИК, 16:11
НКР присвоило АО «Банк Акцепт» кредитный рейтинг BBB-.ru Кредитные рейтинги, 16:09
При атаке дрона на Белгород один человек погиб и двое пострадали Политика, 16:04
Центробанк вышел в прибыль после шести лет убытков Финансы, 16:03
СК потребовал арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Политика, 16:02
В «БКС Мир инвестиций» назвали 5 акций для активных трейдеров на апрель Инвестиции, 15:58