Лента новостей
Все новости Вологда
Как делают органическое молоко в Ярославской области Стиль, 11:57 Все под контролем: что для женщин является самым важным в работе Совместный проект РБК PINK, 11:55 Как эскроу-счета помогут застройщику снизить ставку по кредиту Pro, 11:54 Летевший в Таиланд самолет Azur Air сел в Китае из-за неисправности Общество, 11:50 В день рассмотрения закона о суверенном Рунете в Совфеде пропал интернет Общество, 11:48 Аукционный дом в Москве опроверг сообщения о краже картины Левитана Общество, 11:48 Первое знакомство: видеообзор новой Hyundai Sonata Авто, 11:43 Совет Федерации одобрил ужесточение наказания для скрывшихся с места ДТП Общество, 11:38 Другой уровень: почему китайские марки очень хотят в Россию Авто, 11:37 Мужчины о трендах: каким станет бизнес будущего «РБК Стиль» и HENDERSON‎, 11:31 В мэрии Новосибирска сообщили об обысках в управлении капстроительства Общество, 11:30 Александр Головин объяснил везением забитый мяч в ворота «ПСЖ» Спорт, 11:29 Как проголосовали украинцы во втором туре: явка и результаты в картинках Политика, 11:19 Александр Емельяненко объявил о переносе боя после падения с велосипеда Общество, 11:19
Вологда ,  
0 
Череповецкий средний и малый бизнес выходит на внешний рынок
В 2016 году в Агентстве городского развития был создан Центр международного сотрудничества.
Оксана Андреева.  (Фото: АГР)

Мы попросили руководителя АГР Оксану Андрееву рассказать о направлениях его работы и о том, почему череповецкие компании все чаще выбирают партнеров за рубежом.

⎯ Оксана Рудольфовна, сложно ли сейчас компании выйти на внешний рынок? И многие ли предприятия этого хотят?

Процесс выхода на рынок был и остается очень непростым: важно правильно выбрать рынок для экспорта, изучить законодательство, грамотно сформировать стратегию продвижения продукции за рубежом, найти надежных партнеров. Крупные компании, как правило, имеют в штате специалистов, отвечающих за вывод продукции на экспорт, а вот средним и малым предприятиям сложнее. За поддержкой и консультацией они обращаются к нам, в Агентство. Об экспорте думают многие: череповецкие машиностроители, производители пищевых продуктов, стройматериалов, металлоконструкций. Я уверена, что, несмотря на все сложности, игра стоит свеч: экспорт дает колоссальные возможности для развития.

⎯ В чем это выражается? Были ли в вашей практике примеры, когда выход на экспорт дал толчок развитию компании?

При выходе на внешний рынок компании должны соответствовать определенным требованиям и думать о сертификации системы менеджмента качества и сертификации своей продукции. А это значит — упорядочить все внутренние процессы в компании и повысить тем самым эффективность производства. Сертификация продукции также дает мощный толчок к повышению качества продукции. Выходя на внешний рынок, компании повышают свою конкурентоспособность и на внутреннем рынке. Таких примеров в нашей практике было немало. Например, одна из череповецких машиностроительных компаний стала уверенным экспортером и работает с Германией, Финляндией и Швецией. Недавно они выпустили новый образец своей продукции, почти полностью отказалась от применения импортных деталей, найдя им качественные аналоги в России, предприятие готовится к полной модернизации производства. Другая череповецкая компания, работающая в сфере проектирования и оказания инжиниринговых услуг, активно работает с финскими партнерами и при их участии создала в Череповце международный сертификационный центр, совместное предприятие в сфере проектирования, а сейчас готовится к открытию патентного бюро. Конечно, огромная заслуга в этом принадлежит руководству этих предприятий: они поверили в себя и свой коллектив, не побоялись выйти из комфортной среды, грамотно распорядились информацией и знаниями.

⎯ Какие знания вы посоветовали бы получить предпринимателям, прежде чем выходить на экспорт?

В первую очередь, важно разобраться в юридических вопросах, изучить особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов, ключевые принципы международного права. Не менее важно — понять специфику, связанную с финансированием и страхованием экспорта, разобраться в особенностях валютного регулирования и экспортного контроля, налогообложения экспортных операций. Экспортер должен уметь вести международные переговоры, правильно подать себя, предотвратить риски, которые связаны с работой с зарубежными партнерами. В Агентстве Городского Развития мы ведем курс «Школа начинающего экспортера», где подробно обсуждаем эти вопросы. Компании учатся, как правило, всем коллективом — отдельные семинары посещают бухгалтера, другие — юристы, третьи — специалисты по PR и маркетингу. И это правильно: грамотный экспорт — это усилия всего коллектива. Обучившись, предприятия продолжают работу с нами — участвуют в бизнесмиссиях, обращаются за консультациями по текущим вопросам, мы помогаем в привлечении финансирования по ряду федеральных и региональных программ. Экспорт — процесс поэтапный, и мы сопровождаем компанию на каждом этапе выхода на внешний рынок.

⎯ Те знания, которые вы перечислили, достаточно узкие. Где вы находите компетентных преподавателей для Школы начинающего экспортера?

Наши преподаватели — практики, высококлассные специалисты, которые многие годы своей профессиональной жизни посвятили отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности. Теория в вопросах ВЭД не так важна — нужна практика. На курсе «Школа начинающего экспортера» мы разбираем реальные ситуации и учимся принимать правильные решения. Наши преподаватели — это специалисты крупных и средних предприятий области. Также мы приглашаем сотрудников государственных организаций, например, Федеральной таможенной службы.

⎯ Зарубежные эксперты тоже участвуют в обучении?

Мы имеем сеть партнеров за рубежом. Это и торгпредства, и представительства торгово-промышленных палат, и частные консалтинговые организации, и организации, занимающиеся поддержкой и развитием предпринимательства за рубежом. Каждый из них хорошо владеет информацией по тому рынку, где работает, и мы используем их помощь и поддержку при выводе компаний на внешние рынки, просим проконсультировать по отдельным вопросам, помочь в выборе надежных партнеров за рубежом.

⎯ А как правильно выбрать рынок для экспорта?

Выбор рынка для экспорта очень важен, от него будет зависеть успешность компании в дальнейшем. Во-первых, следует учесть исторически сложившиеся традиции. Есть рынки, лояльные к российской продукции — Германия, Финляндия, Чехия, Словения. А есть закрытые рынки, например, Великобритания, Норвегия. Во-вторых, важно понять сложившуюся практику потребления в стране экспорта. Так, например, китайцы очень настороженно относятся к импортным продуктам питания, которые не свойственны их культуре. Или, например, в Финляндии, в силу особенностей климата и почв, население не привыкло использовать погреба для хранения продуктов. Изучая потенциал рынка, особенности спроса и понимая ожидания потребителей, мы можем сделать прогноз и определить, будет ли спрос на конкретный продукт в конкретной стране.

⎯ На основании каких данных вы делаете прогнозы и может ли сам экспортер сформировать такой прогноз?

⎯ Мы работаем с аналитическими базами, они доступны для любого заинтересованного, поэтому да, компании могут сами формировать такие прогнозы. Вопрос во времени: такая работа занимает достаточно много времени и поэтому многие компании часто поручают ее нам. В дополнение к цифрам статистики мы также используем свой уже имеющийся опыт в работе с отдельными рынками и экспертное мнение наших коллег за рубежом. ⎯ В какие страны экспортируют продукцию череповецкие компании? В первую очередь, в Скандинавские страны. Многие работают с Германией, странами Прибалтики, есть те, кто успешно вышел на рынки Китая и Японии.

⎯ А зарубежным компаниям интересен наш город?

Да, мы интересны зарубежным коллегам. В этом году мы принимали делегации из Германии, Австрии, Франции, Финляндии, Турции. Они видят потенциал в наших предприятиях: это и сложившиеся деловые связи и репутация, и понимание рынка, и наличие оборудования и производственных помещений. С нашими предприятиями им работать выгодно. Ни для кого не секрет, что развитие бизнеса в России влечет меньше операционных затрат, чем создание такого же предприятия за рубежом. Зарубежных коллег интересуют наши гиганты — Северсталь и Апатит. Мы ставим для себя непростую, но вполне выполнимую задачу — локализовать иностранные компании в Череповце, и у нас для этого есть все условия: статус ТОСЭР, коммуницированные площадки, потенциал наших предприятий.

⎯ Получается выполнить эту задачу — локализовать иностранные компании в Череповце? Уже есть результаты?

В мае этого года в Череповце было зарегистрировано совместное российско-финское предприятие в сфере металлообработки. Готовятся к регистрации еще одно — в сфере сертификации. Часть проектов находится в стадии подготовки — российско-австрийский проект по производству валков для металлургии, российско-финский проект по производству мебели, прорабатываем вопрос производства в Череповце станков для деревообрабатывающей промышленности совместно с французским производителем.

⎯ Какие планы у Центра международного сотрудничества, к чему вы стремитесь?

Как организация, которая ориентирована на поддержку и развитие предпринимательства, мы видим в экспорте один из инструментов развития бизнеса. Мы хотим, чтобы наши компании уверенно чувствовали себя во внешней среде, мы пытаемся показать им, что экспорт — это вполне реально и готовы всячески содействовать в развитии партнерства с зарубежными коллегами. Мы хотели бы расширить географию экспорта череповецких компаний, повысить качество зарубежных контактов. В прошлом году мы выпустили «Каталог экспортеров», в него вошли экспортно-ориентированные компании Череповца. По нему видно, как высок потенциал нашего бизнеса. Мы видим, что количество контактов постепенно переходит в качество. В этом году в Череповце пройдет II Международный промышленный форум. Участием в нем заинтересовались финские, немецкие, шведские компании. Они едут уже не только для того, чтобы познакомиться с потенциалом череповецких компаний, но я для того, чтобы более подробно обсудить ранее достигнутые договоренности.