Автобусная реанимация: Вологда меняет областную субсидию на федеральную

Новые автобусы — это трехдверные полунизкопольные машины, работающие на газомоторном топливе. В мае на их приобретение из городского бюджета было направлено 32 миллиона рублей.
«К осени надеемся запустить новый транспорт в работу. Это будут первые в областной столице низкопольные автобусы, работающие на газе, — пояснил месяц назад и. о. начальника отдела транспорта Департамента городского хозяйства Антон Комяков, — Еще один подобный автобус также планирует приобрести частная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками».
4 июля первый такой автобус марки НИФАЗ действительно появился в областной столице. Стоимость машины-порядка 5 миллионов рублей, однако городу они достанутся дешевле…
Планово-убыточные
1 октября 2012 года губернатор Олег Кувшинников оптимизируя расходы регионального бюджета принял решение об отмене компенсации социальных льгот за проезд в общественном транспорте. Таким образом вологодским пенсионерам предлагалось ездить в троллейбусах и автобусах за полную стоимость. В свою очередь бывший на тот момент глава города Вологды Евгений Шулепов сделал «ответный ход» и льготы сохранил, переложив таким образом расходы на муниципальное предприятие ПАТП-1.
«В месяц предприятие получало порядка 8 миллионов рублей из областной казны в качестве компенсации за проезд для малообеспеченных слоев населения, — рассказал РБК Вологодская область бывший директор ПАТП-1 Алексей Карулин, — Эти средства направлялись на обновление автопарка, приобретение расходных материалов, ремонт транспорта.
После отмены субсидий все расходы легли на предприятие. Это стало одной из причин его планово-убыточного состояния».
Лишившись средств на покупку техники, в 2013 году ПАТП-1 заключило до 2020 года договор лизинга с ООО «Транспортная лизинговая компания» из Ярославля на покупку восьми автобусов-«гармошек» марки «ЛИАЗ». Сумма лизинга составила 146 413 560 рублей. В 2014 году ПАТП-1 сработало с убытком в 39 миллионов рублей. 13 мая 2014 года договор лизинга был расторгнут по решению суда по причине того, что ПАТП-1 неоднократно нарушало сроки оплаты. В апреле 2015 года ООО «Транспортная лизинговая компания» подала иск о признании банкротом ПАТП -1, которое задолжало ей порядка 7 миллионов рублей.
В октябре 2015 года единственное муниципальное автотранспортное предприятие было преобразовано в АО «ПАТП-1» с уставным капиталом 303 миллиона 675 тысяч рублей. Владелец 100% пакета акций — администрация города Вологды.
Мы пойдем другим путем
Выход для предприятия нашелся неожиданно. В 2015 правительство Вологодской области подписало соглашение о сотрудничестве в развитии газомоторной инфраструктуры на территории Вологодской области с ООО «Газпром газомоторное топливо», в рамках которого за счет дочерней компании «Газпрома» предполагалось построить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию на улице Мудрова.
«Соглашение с газовиками предусматривает, что они построят всю необходимую инфраструктуру, а область поспособствует тому, чтобы у станций была клиентская база, пояснил в 2015 году руководитель департамента ТЭК Антон Стрижов,
— Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций предусматривает перевод автомобильного транспорта на компримированный природный газ, в том числе пассажирских автобусов».
Практически одновременно, 17 марта 2015 года правительством РФ было принято Постановление № 242 «О предоставлении субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе».
Таким образом вместо отмены в 2012 году областной субсидии вологодский городской автопарк рассчитывает на получение субсидии федеральной — порядка 2,5 млн рублей за один автобус.
«Постановление Правительства РФ предусматривает субсидирование производителей автобусов, — пояснил РБК заместитель мэра Вологды Антон Мусихин, — По этой программе Вологда намерена закупить 10 единиц техники, которая выйдет на городские маршруты осенью 2017 года. Газонаполнительная компрессорная станция на улице Мудрова в ближайшее время будет запущена в эксплуатацию»
Кстати, частные перевозчики в этом году тоже приобрели новые автобусы, марки «ПАЗ-Вектор». До конца года на линии выйдут 30 новых машин.