Региональная власть Вологодчины диктует правила федеральному ритейлу
За «просрочку»
В феврале 2017 года Вологодское УФАС России провело на территории региона проверки 9 торговых сетей, у двух из которых были выявлены признаки нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Две торговые сети «Бристоль» и «Лента» в своих договорах с рядом поставщиков завышали сроки оплаты поставленной продукции, нарушая Закон о торговле.
«Так, согласно договорам поставки, заключенным ООО «Лента» с АО «Череповецкий хлебокомбинат», ООО «Череповецкий молочный комбинат» и с ООО «Устюженский АПК», срок оплаты товара, имеющего срок годности менее 10 дней, составляет 10 дней, что не соответствует Закону о торговле, согласно которому срок оплаты данного товара составляет не более восьми рабочих дней со дня их фактического получения» — заявили в региональном УФАС.
Поправки в закон «О торговле» были приняты в июле 2016 года и вступили в силу с нового года. Новая редакция ограничивает размер вознаграждения торговых сетей уровнем до 5% от цены купленного товара. Речь идет о так называемых бонусах, в которые включены рекламные, логистические и маркетинговые услуги по продвижению товара. Ранее размер бонусов, которые платил поставщик ритейлу, начинался от 10% с суммы партии товара и мог доходить до 25%. Кроме того, июльские поправки в закон коснулись и сроков оплаты. Они сократились до 8-40 дней вместо действующих ранее 10-45 дней. Именно это условие и нарушили «Лента» и «Бристоль».
Согласно статье 14.42 КоАП РФ штраф, который грозит торговым сетям может достигать 5 миллионов рублей.
«Мы пойдем другим путем»
В феврале торговые сети предприняли попытку компенсировать потери, которые понесли в начале января. В частности, X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка») разослала поставщикам с предложением снизить цену товара на 10% «в связи со снижением курса доллара и укреплением рубля».
«В случае не предоставления ответа оставляем за собой право пересмотреть условия нашего сотрудничества», — предупредил ритейлер. Решение должно было быть принято в марте.
15 марта правительство Вологодской области пригласило вологодских производителей и представителей торговых сетей на встречу и подписание очередного, третьего по счету соглашения о замораживании цен на социально значимые продукты до конца 2017 года. Всего в списке — 33 наименования товара, включая молоко, мясо, овощи и хлеб. Как стало известно РБК Вологодская область, представители федеральных торговых сетей на подписание соглашения не явились.
В итоге документ был подписан со стороны 30 региональных предприятий, среди которых «Учебно-опытный молочный завод им. Верещагина», компании «Северное молоко» и «Устюженский картофель», сельхозкооператив «Тепличный», Вологодский и Череповецкий мясокомбинаты, Тарногский и Тотемский маслозаводы, а также ряд других крупных предприятий из нескольких районов Вологодской области.
Предполагается что все товаропроизводители- участники соглашения получат упрощенный доступ к прилавкам региональных и федеральных торговых сетей, а также к розничной сети магазинов «Настоящий Вологодский продукт». Однако какие именно федеральные торговые сети вошли в соглашение, Правительство области не сообщило, лишь уточнив, что соглашение является открытым и в любой момент к документу может присоединиться любой участник продовольственного рынка Вологодской области.
«Что нам не гоже»
Обратный возврат — еще один метод, которым «федералы» активно пользуются, заключая договоры с поставщиками.
Вопрос о возврате торговыми сетями не реализованной продукции стоит на повестке дня не первый год.
«Сегодня система розничной торговли изменилась кардинально. Если раньше все было понятно: купил товар, продал товар, а с разницы получил доход, то сейчас федеральные торговые сети не заинтересованы в реализации товара, — пояснил РБК Вологодская область заместитель генерального директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. —
Сети все равно возьмут свое, будет продана продукция или нет. Возьмут плату «за полку», за предоставление ассортимента. А будет ли продан в конечном итоге хлеб или нет — не играет никакой роли. В 2014 году в Санкт- Петербурге в год 70- летнего юбилея снятия блокады Ленинграда торговыми сетями было выброшено 27 тысяч тонн не реализованного хлеба».
В среднем по России возврат хлебной продукции оценивается в 15-25%, в Вологодской области цифра меньше — торговые сети возвращают от 5 до 10% хлебных и кондитерских поставок.
«Хлеб, понятно, идет в переработку — из него изготавливаются панировочные сухари, — говорит Сергей Николаев, — а вот продукция со сладкой начинкой, самая дорогая продукция идёт в утилизацию. Производитель несет убытки».
Есть и другая сторона проблемы. Избегая возврата, производитель начинает в буквальном смысле «химичить»: к примеру, продлевать срок годности, добавляя в продукцию консерванты.
«Среднестатистический россиянин сейчас съедает порядка 1,5 килограмма такой «химии» в год, в Европе этот показатель на уровне 2,5 килограмм на человека, а в США — 5 килограмм! — приводит статистику заместитель генерального директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат»,
— в торговые сети легче попасть с длинным сроком годности. Производителей просто «загнали» в такие условия: либо они несут убытки с неопределенной перспективой на бизнес и партнерство в будущем, либо играют по этим правилам, понимая, что производят некачественную продукцию».
Вопрос возврата товара поднимался не раз, в том числе на уровне Государственной думы. В феврале 2017 года небезызвестная Ирина Яровая привела статистику:
«Объем финансирования сельского хозяйства — 220 миллиардов рублей, а потери хлебопёков — 60 миллиардов. Это происходит, потому что их заставляют выкупать собственную продукцию».
Яровая предложила главе Минпромторга Денису Мантурову придумать выход из ситуации и обеспечить защиту хлебопёков от необоснованных потерь.
«Если наложим запрет на возврат, то получится, что торговые сети сами устроят у себя хлебопекарни и начнут печь хлеб», — парировал Денис Мантуров.
Законодательных актов пока нет, но несколько дней назад X5 Retail Group сделало заявление о прекращении практики обратной реализации хлеба.
«10% поставщиков уже переведены на безвозвратные условия поставки, полностью практика будет внедрена в компании до 1 июня. Совместно с поставщиками Х5 Retail Group подготовила программу постепенного перехода на поставки без обратной реализации. В рамках пилотного проекта совместно с производителями обсуждались также оптимальные пути утилизации и переработки хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности, в частности, работа с животноводческими хозяйствами и современными технологиями переработки», — говорится в официальном заявлении компании.
Какие результаты даст новый проект Х5 Retail Group будет ясно только по завершении 2017 года. Пока же любые изменения в модели работы производителей с торговыми сетями лишь уменьшают шансы производителей продать тот же объем продукции с наименьшими издержками, но на прежних маркетинговых условиях.