Рынок такси: Череповец идёт на обгон, Вологда — притормаживает
По данным департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, который уполномочен осуществлять оформление и выдачу разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, всего в регионе выдано 3025 таких разрешений. С каждым годом их количество растёт. Единственным за последние годы «провальным» был 2011 год, когда департамент выдал всего 189 свидетельств, а рекордным — 2014 — 955 разрешений. Лишь немногим меньше — 949 разрешений — было выдано департаментом вологодским таксистам в прошлом, 2016 году.
Вологда
В Вологде, которая традиционно отставала от Череповца по развитости рынка таксомоторов, сегодня, неожиданно для корреспондентов РБК Вологодская область, оказалось больше компаний, чем в городе на Шексне — 25 предприятий такси.
Впрочем, 98% из них — это не полноценные таксопарки, а диспетчерские службы, которые нанимают водителей за оплату услуг диспетчерской службы. Многие делают это неофициально. Контроля за водителями и машинами нет — это вменено в обязанности самих водителей такси.
Свои автомобили есть лишь у одного вологодского предприятия — такси «Клаксон», но его руководство отказалось предоставлять информацию о работе компании и отвечать на вопросы корреспондентов РБК, сославшись на коммерческую тайну.
Количество «таксующих» водителей увеличилось более чем на 50% за последние год-два. Но, по отзывам участников рынка, это не привело к адекватному росту спроса и соответственно финансовых показателей.
Стоимость средней поездки в Вологде — 170 руб. Основной спрос — со стороны клиентов с достатком выше среднего. Клиентов со средним достатком немного, они вызывают такси не чаще 1-2 раза в месяц. Спрос со стороны корпоративного сектора вялый, новые контракты почти не заключаются. Как правило, компании работают по договорам со старыми клиентами.
Местные вологодские компании жалуются на то, что крупные «сетевые» компании демпингуют, занижая цены.
Как рассказал РБК Вологодская область руководитель такси «Персона» Игорь Паничев, он убежден, что работу водителя такси нужно достойно оплачивать:
«У нас реальная, адекватная стоимость поездки. Люди приходят на такую работу, чтобы заработать деньги. Почему они должны работать себе в убыток? Любая работа должна оплачиваться в соответствии с уровнем сложности и ответственности».
Череповец
В городе 20 предприятий такси, в том числе два крупнейших таксомоторных предприятия со своими автомобилями.
Все опрошенные РБК участники рынка заявили, что работают официально, строго по разрешениям областного департамента, полученным на организацию или ИП, контроль за водителями ведется, заключены договоры с медработниками, техосмотр проводится. Расчёты с водителями ведутся по-разному: кто-то получает процент от заказа, кто-то-фиксированный платеж. Те, кто работают с системами диспетчерских услуг, вносят фиксированную плату за диспетчерское обслуживание.
Состояние автомобилей в череповецких компаниях оценивают на «хорошо».
Правда, это несколько диссонирует с недавним скандалом вокруг компании «Везёт». Напомним, в конце марта череповецкая прокуратура подала иск о закрытии диспетчерской службы такси «Везёт».
«Водители такси «Везёт» постоянно фигурируют в сводках ГИБДД, — пояснял СМИ такое решение заместитель прокурора города Сергей Кузнецов. — Мы увещевали руководство службы, как могли: вызывали, объясняли, вносили представления. Руководство предприятия должно иметь разрешительную документацию на все машины, нанести опознавательные знаки на автомобили, организовать предрейсовые технические осмотры машин, проводить медицинские осмотры водителей».
Кроме того, в прокуратуре назвали нелегальной и схему привлечения водителей в такси «Везёт»: любой желающий может заплатить взнос и начать возить пассажиров.
26 апреля решением Череповецкого городского суда работа диспетчерской службы такси «Везёт» приостановлена до 15 мая. Интересно, что с ходатайством о предоставлении срока для добровольного удовлетворения требований прокуратуры в суд обратилось само руководство диспетчерской службы такси.
В Череповце отмечается рост перевозок — от 15% до 50% за последние 2-3 года. Таксопарк за тот же период увеличился на 10-15%.
Для привлечения клиентов череповецкие компании, как, например, заявили РБК в старейшем компании города — «Такси-Сервис», — активно применяют скидки, акции, дисконтные карты. И, как и вологодские коллеги, жалуются на демпинг со стороны сетевых компаний-конкурентов.
Начальник отдела такси компании «Новотранс» Анна Мокатова полагает, что такси в Череповце можно отнести к демократичным видам транспорта:
«Клиенты ездят разные, разных возрастных категорий и уровня достатка, как пенсионеры, которые составляют до 30% от общего количества пассажиров, так и работающее население. Поездка на такси в Череповце приближена к стоимости автобусных перевозок, если ехать вчетвером, получается заметно дешевле».
Диджитал рулит
Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, крупнейшими игроками на рынке таксомоторных перевозок в городах с населением менее 1 млн человек в 2016 году стали диспетчерские службы «Везёт», «Сатурн» и «Максим». Они занимали 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и др.) пришлось 3% рынка.
Тренд всё большего проникновения диджитал-технологий в бизнес таксомоторных перевозок характерен и для крупных городов Вологодчины. По данным, предоставленным РБК службой такси «Максим» (работает и в Вологде, и в Череповце), за год количество заказов увеличилось более чем в 3 раза.
Правда, полагают представители отрасли, их развитию все ещё мешают неравномерное покрытие мобильного интернета и привычка звонить:
«Оператору часто бывает проще объяснить, где ты находишься, чем вбивать комментарий замерзшими пальцами на улице», — пояснил суть проблемы источник РБК.
Успех на рынке в том же «Максиме» объясняют удачным сочетанием удобных технологий и дифференцированных тарифов, делающих такси вполне демократичным видом транспорта.
Например, вызвать такси «Мксим» можно через мобильное приложение, в мессенджерах, социальных сетях, по телефону: через автоответчик или оператора. Для небогатых горожан в компании существует тариф «Эконом», для среднего класса действует тариф «Комфорт». Водители, которые сами не могут сесть за руль и имеют неограниченный страховой полис ОСАГО, пользуются услугой «Трезвый водитель», когда перевозчик доставляет заказчика на его же личной машине, куда нужно.
Использование компаниями интернет-технологий делает пользование услугой такси абсолютно прозрачной: система автоматически информирует заказчика, как зовут водителя и на каком автомобиле он приедет. Заказчик даже может поделиться треком поездки с кем считает нужным. Поездка становится контролируемая даже со стороны заказчика. Поэтому, например, родители не боятся отправлять детей одних на такси в школу или в спортивную секцию: они видят движение автомобиля онлайн.
Эти тенденции могут получить своё дальнейшее развитие с приходом в Вологодскую область таких «монстров» высокотехнологичного бизнеса такси, как «Яндекс.Такси»или Uber. Появление крупных сетевых агрегаторов может также серьёзно перформатировать сам рынок, вытеснив с него мелких и слабых игроков.
Но это пока ещё — вопрос времени. Несмотря на то, что мобильный сервис «Яндекс.Такси» уже начал работу в регионе, в областном департаменте дорожного хозяйства и транспорта на запрос РБК Вологодская область ответили, что по состоянию на 26 апреля 2017 года «заявлений на получение разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси от Яндекс.Такси иUberTaxi не поступало».
«Соответственно, деятельность указанных агрегаторов без получения разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории области будет являться незаконной», — говорится в официальном ответе, подписанном начальником департамента дорожного хозяйства и транспорта области Александром Гуслинским.