Гостиничный бизнес Вологды на подъёме, Череповца — в кризисе
Гостиничное хозяйство двух крупнейших городов региона вполне сравнимо по количеству и уровню отелей, среди которых преобладают заведения бюджетного сегмента.
Всего в Вологде 28 отелей. 15% из них — бюджетные, стоимость ночевки в которых — до 1000 рублей на человека. Например, стоимость одноместного номера в гостинице «Вологда» — до 900 руб., двухместного — 1500 руб.
Вологодская гостиница «Палисад» — типичный представитель относительного регионального сегмента luxury. Стоимость одноместного номера здесь порядка 2400 руб., номер-люкс для новобрачных стоит 5500 руб.
Об относительности отнесения гостиничных заведений к определённому классу заставляет говорить отсутствие общих классификационных стандартов и формализованных критериев. Официальную сертификацию в «Каталоге классифицированных отелей lodging.ru» в апреле 2017 года прошли лишь две череповецкие гостиницы — «Северные зори» и «Апарт-отель» получили по три скромные «звезды».
Владельцы остальных гостиниц региона определяют их «класс» по своему усмотрению.
В Череповце 31 гостиница, 30% из них — бюджетные, т.е. стоимость ночевки составляет до 1000 рублей на человека. А такие заведения, как, например, отель «Ампаро» со стоимостью номера от 4400 рублей — это, пожалуй, уже luxury.
Если, как отмечают столичные аналитики, укрепление рубля остановило вызванный кризисом резкий рост операционных показателей московских отелей сегмента luxury, в первом полугодии их загрузка впервые с 2014 года начала сокращаться, а интуристам и корпорантам теперь приходится ориентироваться на более бюджетные гостиницы, то в Вологде корреспонденту РБК Вологодская область радостно сообщили о росте загрузки во всех гостиничных сегментах. Речь идёт о росте на 10-15% в первом полугодии.
Бюджетный сегмент заполнен почти полностью.
«Рост загрузки — это результат нашей долгой и кропотливой работы с нашими потенциальными клиентами, которых мы «берем» сервисом: предоставляем много дополнительных услуг, открыли свой ресторан, воспитали хороший персонал. Гости отмечают в благодарностях, что у нас очень чисто в номерах», — рассказывает Ольга Абрамова, заместитель директора вполне бюджетной гостиницы «Вологда».
Но и в существенно более дорогом «Палисаде» на загрузку не жалуются: по словам представителя администрации отеля, места здесь традиционно бронируют за полгода.
В администрации Вологды считают одним из основных драйверов роста гостиничной загрузки — рост туристического потока в город. В первом полугодии 2017 года туристический поток в город Вологду составил порядка 412,525 тыс. человек. В сравнении с аналогичным периодом рост не такой большой (0, 425 тыс.), а по сравнению с 2011 годом можно смело говорить о росте, превышающем 100%.
Специалисты турбизнеса областной столицы уже говорят даже об определённом дефиците мест для размещения туристов в «высокий» летний сезон.
А вот представители гостиничного бизнеса Череповца оказались чрезвычайно скупы на информацию. Традиционный ответ: «количество посетителей не изменилось по сравнению с прошлым годом».
Разве что директор череповецкого отеля «Ампаро» Ирина Глыбина обратила внимание на одну особенность города и его гостей:
«У нас город не туристический, поэтому изменений в потоке гостей нет: как ездили к нам в город деловые люди, так и ездят».
Совладелец одного из известных отелей Череповца на условиях анонимности объяснил РБК такую закрытость и неразговорчивость местных отельеров:
«А, что? Они будут рассказывать, что у них гостиницы пустые стоят? У меня в отелях бывают дни, когда заняты всего 2-3 номера. Загрузка в 50% для Череповца — это очень хороший результат, а 70% — это просто «сказка».
Кризис гостиничного бизнеса — отражает более общую проблему города на Шексне, считает собеседник РБК. По его мнению, Череповец из второй областной «столицы» всё больше превращается в заштатный уездный город:
«Все события — политические, спортивные, культурные, — оттягивает на себя Вологда, туда же переключается и основной турпоток. В этом смысле Череповец…
Это как надо «объесться» путешествиями, чтобы приехать сюда смотреть на Пятую домну!».
Практически единственным источником гостиничного трафика сегодня остаются бизнес-туристы и командированные на крупнейшие предприятия Череповца — «Северсталь» и «ФосАгро». За них и спорят череповецкие отельеры.
«Считаю, что в наших проблемах есть вина и городских властей», — говорит источник РБК Вологодская область в сообществе отельеров Череповца.