Вологодский бизнес отходит от дел
Рост предложений по продаже готового бизнеса в Вологодской области может свидетельствовать о снижении деловой активности в регионе.
Месяц назад РБК Вологодская область уже анализировал вместе с экспертами Avito динамику спроса и предложения по продаже готового бизнеса. Тогда мы сделали вывод снижении интереса к приобретению действующих бизнесов в стране и регионе.
Сегодня с некоторой уверенностью уже можно говорить о том, что этот вывод подтверждается — за месяц мы не нашли существенного роста количества сделок купли-продажи предприятий, реализованных на Avito. Мало того, обнаружился рост предложений по всем наиболее популярным категориям.
Так в наиболее популярной сфере услуг количество предложений выросло (сравните с данными, представленными на графике) до 57, в торговле — до 49. Даже серьезно уступающая им сфера производства увеличилась сразу на 4 предложения.
На продажу выставляются такие серьезные объекты, как металлообрабатывающее предприятие с собственной производственной базой и, как указано в объявлении, «полной инфраструктурой» в Череповце стоимостью в 380 млн рублей.
Сохранились и традиционные для региона пропорции предложения готовых бизнесов. При незначительной доле районов области, лидируют Вологда (109 предложений) и Череповец (82).
К сожалению, Avito не представляет такой качественной характеристики, как мотив продажи бизнеса. Но РБК Вологодская область удалось найти частичный ответ на этот вопрос на другом ресурсе — портале gorodche.ru.
Здесь относительно немного (если сравнивать со специализированным Avito) предложений о продаже бизнесов. Зато есть возможность познакомиться с мотивацией продавцов.
При редко встречающемся желании инвестировать вырученные от продажи предприятия средства в новый бизнес лидируют две другие стратегии: «желание отойти от дел» и «переезд в другую страну».
С чем же расстаются череповецкие бизнесмены? По стоимости лидируют рестораны и кафе (3 предложения со средней стоимостью в 28,5 млн рублей). Предприятия торговли спорят со сферой услуг — 5 против 4 предложений.
Особо выделяются продающиеся недорого два печатных издания (справочник и глянцевый журнал) и модельное агентство: в какой-то степени их продажа свидетельствует о перенасыщенности рынка СМИ в городе металлургов (в первом случае) и слабости рынков моды и рекламы (во втором).
Как отмечает источник РБК Вологодская область, мотивация представителей череповецкого бизнеса (скорее всего, это характерно для всего региона) вызвана двумя тенденциями.
Первая — смена поколений предпринимателей: при достижении определенного возраста у некоторых из них действительно появляется желание отойти от дел, которое при отсутствии достойных наследников-продолжателей может вылиться в продажу бизнеса.
Вторая причина выхода «в кэш» — общая экономическая ситуация в стране, весьма неблагоприятная для бизнеса, особенно малого и среднего.