Бюджетники и работники сферы услуг — основные потребители микрокредитов
По данным исследования, в 2017 году среди клиентов МФО Вологодской области продолжают преобладать мужчины — за три года (с 2014г.) их доля выросла на 6 процентных пунктов и составляет сейчас 53%.
По сравнению с 2016 годом на 2 процентных пункта выросла доля самых молодых клиентов МФО в Вологодской области — в возрасте от 20 до 24 лет. А по сравнению с 2014 годом эта категория заёмщиков выросла сразу на 6%. Она занимает второе место, на первом с долей в 26% — возрастная группа от 25 до 29 лет. В тройке рейтинга заёмщики в возрасте от 30 до 34 лет (29%). В целом, если разделить всех клиентов на тех, кому меньше и больше 30, то доля первых за год выросла на 3 процентных пункта, а за 3 года — на 6 пунктов.
«Омоложение» заёмщиков повлияло на уровень их материального положения и уровень образования. На 4% снизилось количество произошло снижение доли тех, кто имеет собственное жилье. На 3 процентных пункта снизилась доля клиентов с высшим образованием. Теперь в Вологодской области таких лишь 47%, а 29% приходится на тех, кто имеет только среднее образование.
В 2017 году среди клиентов МФО на 1 процентный пункт снизилась доля штатных работников, при этом на 2 пункта выросла доля безработных.
Бюджетники и работники сферы торговли по-прежнему составляют большинство клиентов МФО Вологодской области — 18 и 23% соответственно, но доля первых снизилась на 1 процентный пункт, а доля вторых — снизилась на 5 пунктов.
С ростом молодежи среди клиентов до 13% выросла доля тех, кто зарабатывает менее 20 тысяч рублей. А доля зарабатывающих более 60 тысяч снизилась на 1 процентный пункт и составляет теперь 11%.
Цель займа, как отмечают аналитики «Е заём», — один из важнейших показателей, характеризующих заемщиков. Самая популярная причина, по которой люди обращаются за деньгами в МФО — традиционно, непредвиденные расходы, на них в 2017 году пришлось 59% выданных займов. Следующая по популярности цель — ремонт дома и автомобиля, ее доля составила 15%. Третья — ежедневные расходы, на них пришлось 8%. По 7% пришлось на погашение кредита и подарки близким.
По словам финансового директора сервиса онлайн-кредитования «Е заём» Мамуки Ризаева, прокомментировавшего исследование своей компании, увеличение числа молодых заёмщиков может свидетельствовать, что активная фаза кризиса прошла и компании стали вновь кредитовать молодежь, традиционно более высокорисковую категорию. С другой стороны, это говорит о том, что займы интересны в первую очередь тем, кто пока не имеет стабильного финансового положения.
«Наблюдаемый в течение года рост доли тех, кто зарабатывает менее 20 тысяч рублей нельзя считать позитивной динамикой. Скорее это говорит об ухудшении положения тех, чей заработок низок», — отмечает Ризаев.
Свой анализ «Е заём» проводила на основании обработки более полутора миллиона заявок на получение займов в своих офисах. Помимо этого, в исследование вошли результаты опроса более 4000 заёмщиков крупнейших компаний — участников рынка МФО. Также обработаны данные из нескольких бюро кредитных историй.
«Е заём» — российский проект международной финтех-компании TWINO. По данным рейтингового агентства Эксперт РА, она входит в ТОП-3 игроков сегмента займов до зарплаты.