В Череповце отмечается падение спроса на квартиры почти на 50%
А вологодские риелторы продолжают говорить об устойчивом спросе на жильё и на первичном, и на вторичном рынках.
Хуже, чем в Питере?
Тон обсуждению задали аналитики Knight Frank St. Petersburg, которые подсчитали, что в первом полугодии 2017 г. спрос на первичном рынке жилой недвижимости Петербурга снизился на треть по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
«По сравнению с первым полугодием прошлого года объем спроса на первичном рынке Петербурга снизился на 34% в площадях и на 38% — в квартирах», — заявил в комментарии «Ведомостям» гендиректор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков.
Спрос падает из-за ухудшения ситуации в экономике, у людей не хватает средств на покупку квартиры, а ипотечные программы не способны решить их конкретную ситуацию, считает руководитель отдела маркетинга и аналитики агентства недвижимости «Лаборатория метров» Елизавета Яковлева.
Но с ней, например, не согласна руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева, считающая, что спрос на строящееся жилье Петербурга и Ленобласти по-прежнему находится на высоком уровне. Трошева называет драйвером роста ипотеку, доля которой в покупках жило недвижимости за первое полугодие 2017г. выросла с 57% по итогам 2016 г. до 63% к июню 2017 г.
РБК Вологодская область попробовал выяснить ситуацию со спросом на жильё в крупнейших городах региона и столкнулся с таким же спором череповецких и вологодских риелторов, какой имеет место в «северной столице».
Так, к примеру, президент Череповецкой ассоциации риэлторов Юрий Румянцев считает, что в городе металлургов спрос упал даже больше, чем в Питере:
«Если там снижение на 30%, то у нас, наверное, на все 40-50% — и на «первичку», и на «вторичку», — говорит Румянцев. — Сделок проводится немного — видно, что дома, которые построены, стоят пустые. Объяснение — упала платежеспособность населения. Все растет в цене, а зарплаты не повышаются, поэтому и спрос упал».
С президентом не соглашается руководитель вологодского агентства недвижимости «Максимум» Татьяна Нациокс:
«Я не могу сказать, что желание приобретать недвижимость у наших клиентов упало. Мы работаем и в выходные, и вечерами. Единственно, ценовой диапазон уже совершенно другой.
Сейчас можно за 1200 — 1300 тыс. купить «двушку» в районе Чернышевского или Заречья. Это уже другой вариант и, естественно, другой контингент. А застройщики предлагают квартиры с отделкой — за миллион можно студию купить. А сейчас много северян приезжает, и мы шевелимся потихоньку. Спрос устойчивый».
Прощай, риелтор!
Но и Румянцев, и Нациокс сходятся в том агентства недвижимости постепенно начинают покидать рынок.
Неделю назад «РБК-Недвижимость» первой отметила тенденцию, сообщив со ссылкой на российское отделение международной сети агентств недвижимости Century21 о том, что за последний год по всей стране исчезло более 4 тыс. агентств недвижимости.
Одновременно в стране замедлился темп регистрации новых риелторских агентств. Если в 2014 году во всех регионах России суммарно открылись 4159 новых агентств недвижимости, то к 2015 году число новых компаний в этой отрасли уменьшилось до 3776, а в 2016 году — до 3165, утверждает Century21.
«Кризис повлек за собой снижение покупательной способности населения и изменение структуры рынка, — объяснили в компании. —
До 2014 года рынок недвижимости в России фактически являлся рынком продавца — предложение и спрос были высокими, что влекло за собой рост цен и доходов. Спрос и предложение росли равномерно, в связи с чем уровень конкуренции на рынке был достаточно низким и стабильным в течение многих лет».
По мнению аналитиков, после кризиса ситуация изменилась: уровень спроса медленно падает, в то время как предложение демонстрирует активный рост. В результате возникает ситуация высокой конкуренции. Выжить на этом рынке могут далеко не все агентства, особенно те, кто не знакомы со спецификой высококонкурентного рынка.
Юрий Румянцев подтверждает выводы Century21 применительно к череповецкому рынку:
«У нас тоже есть такая тенденция. Я бы не сказал, что массово, но некоторые агентства с рынка недвижимости уходят. Статистику мы такую не ведем. Просто знаем, что агентства закрываются».
Не закрываются, а распадаются на более мелкие, уточняет Татьяна Нациокс:
«То, что некоторые при этом официально не регистрируются — это другой вопрос. Я хочу сказать, что большие перемены ждут нас через год, когда все услуги у нас пойдут через кассовые аппараты. Сейчас мы работаем на бланках строгой отчетности. И нам разрешили так поработать еще год, а с 1 июля 2018 года мы должны будем установить кассовые аппараты.
Такой аппарат будет стоить 17-20 тыс. Плюс обслуживание. Кроме того, эти аппараты почему-то очень быстро «устаревают». Думаю, вот тогда агентства недвижимости начнут закрываться массово».