В Вологодской области запатентуют «Настоящий фермерский продукт»
В экономике сельского хозяйства региона продукция сельхозпредприятий Вологодского района занимает треть всей производимой на территории Вологодской области сельхозпродукции. На сегодняшний день здесь работает 19 сельскохозяйственных предприятий, 6 крестьянско-фермерских и более 30 фермерских хозяйств.
«Среди производителей есть брендовые товары, известные далеко за пределами района: скажем, Вотчинские валенки, Федотовский хлеб. К этому нужно добавить еще грибы-ягоды, экзотическую птицу (индюки, цесарки, фазаны, перепела), популярный в последние годы Иван-чай.
Все это пользуется спросом даже на столичных рынках, но порой испытывает трудности со сбытом в родном регионе. Вот поэтому мы намерены изменить ситуацию и создать принципиально новую линейку продуктов под единым брендом «Настоящий фермерский продукт», — рассказал РБК глава Вологодского района Сергей Жестяников.
С началом действия продовольственных санкций в 2014 году, когда импортный производитель уступил российскому место на торговых прилавках, объемы производства сельхозпродукции стабильно растут.
Производство сельхозпродукции в Вологодском районе
Например, в 2016 году валовой надой молока в Вологодском районе увеличился по сравнению с 2015 годом на 2%, а по сравнению с 2013 годом рост составил более 10%. Валовый сбор овощей открытого грунта (картофель, свекла, морковь) итогам 2016 к 2015 году прибавил 120%.
Сельхозпроизводители района уже прогнозируют прибыль по итогам 2016 года в 678 миллионов рублей. При этом объем господдержки за прошлый год составил 400 миллионов рублей. Фактически Вологодский район «кормит» всю областную столицу и треть региона.
Если у крупных производителей нет проблем со сбытом продукции, в том числе и через собственные торговые точки, то небольшим фермерским хозяйствам на полки крупных ритейлерских сетей попасть не так-то просто.
«Фермер может производить какую угодно качественную продукцию из высокоэкологичного сырья, но, чтобы продать ее где-то, кроме рынка, требуется пройти довольно сложную процедуру, — говорит директор БУ ВО «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» — правообладателя товарного знака «Настоящий Вологодский продукт» Ирина Романова, — Продукция должна соответствовать требованиям технической документации, для каждого продукта отдельно прописывается ТУ, каждый — тестируется в независимой лаборатории, после чего декларируется и только потом получает право занять место на полке торговой сети.
Далеко не все фермеры способны пройти этот путь до конца. Им требуется административная поддержка и помощь. Поэтому в числе прочих причин и был разработан бренд «Настоящий Вологодский продукт».
На сегодняшний день под маркой «НВП» работает 57 предприятий Вологодской области, 3007 наименований продукции можно приобрести не только в регионе, но и во всей стране. Исключительно все федеральные ритейлеры отдают полки под вологодскую продукцию. Чтобы добиться этого результата, Вологодской области потребовалось 10 лет, с тех пор, как впервые была разработана концепция единого товарного знака качества «НВП».
«Мы начинали с 500 голов перепелов шесть лет назад. С ярмарок и рынков, — рассказала РБК владелица перепелиной фермы в Вологодском районе «Мадам Перепелкина» Надежда Кустова, — Сейчас у нас 4 тысячи голов. Ферма производит 3,5 тысяч перепелиных яиц в сутки. И, если говорить конкретно о нас, то спрос превышает предложение. Звонит «Лента», звонит «Магнит» — везите продукцию. Мы везем. В том числе в северные регионы страны. Два года назад прошли сертификацию «Настоящий вологодский продукт» и больше в рекламе, можно сказать, мы не нуждаемся».
«Настоящий фермерский продукт» может стать аналогом продвижения на рынок производителей небольших фермерских хозяйств, которые сегодня предпочитают поставлять непереработанное сырье за пределы региона и не видят смысла в расширении мощностей, чтобы наладить переработку.
«Мы сдаем бычков живым весом. Это элитная продукция и фактически вся она вывозится за пределы региона — в Санкт-Петербург, в собственном перерабатывающем производстве не нуждаемся, — рассказал владелец крупного фермерского хозяйства в Вологодском районе Александр Механиков, —
Конкуренция на внутреннем рынке высока. Оценивать новый проект не возьмусь, но вижу перспективы прежде всего для производителей эксклюзивной продукции. Их будут брать.
Возможно, в дальнейшем новый бренд «Настоящий фермерский продукт» действительно поддержит небольшие хозяйства. Возможно, что и мы рассмотрим возможность организации производства».
Ни власти района, ни власти региона не видят в будущем конкуренции между двумя торговыми марками «Настоящий вологодский продукт» и «Настоящий фермерский продукт».
«Эти бренды будут не мешать, а поддерживать друг друга, — уверена Ирина Романова, — и таким образом расширять сбыт нашей продукции».
Сегодня идут консультации специалистов информационно-консультационного центра АПК со специалистами Вологодского района. Параллельно в планах презентация фермерской продукции, чтобы оценить уровень потребительского спроса.
«Для начала мы хотим провести «Дни Вологодского района» в крупных магазинах областного центра. И если увидим устойчивый спрос на наши товары, то будем налаживать стационарную торговлю в городе и его окрестностях. Возможно, появятся новые магазины, возможно — отделы в уже существующих», — пояснил глава Вологодского района Сергей Жестянников.